Общая информация о Профсоюзе

Общая информация о Профсоюзе
Документы для скачивания

В 2010 году исполнится 100 лет организованному профсоюзному движению в России и Российском образовании.

Объединительные процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX столетия, и начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей.

Первый съезд народных учителей был проведен еще в 1895 году, способствовал повышению профессионального уровня педагогического персонала и отчасти являлся формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства. В  1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан "Союз народных учителей", объединивший демократически настроенных работников, по преимуществу из учительской среды.

В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работников образования. В 1905 году, в так называемые "дни свобод", когда появилась возможность легальной работы, возник целый ряд демократических общественных организаций, ставших новым этапом объединения педагогов России. Так 12 марта 1905 года в С-Петербурге 256 учителей и других деятелей образования провели собрание для основания "Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию".

С 11 по 13 апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников съезда, в основном сельские учителя, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, на котором присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной группы учителей, объединяющих 4668 человек. По сведениям Бюро на съезде была представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп. На этом Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах.

Наличие политических целей в программных документах профессионального движения того времени является характерной чертой и особенностью процесса становления и развития профсоюзного движения в России в начале XX века.

С 26 по 29 декабря 1905 года в С-Петербурге состоялся 2 делегатский Съезд Союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.

7 июня 1906 года в Финляндии состоялся 3 делегатский Съезд Союза, который в основном отказался от политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах защиты социально-экономических и иных прав учителей.

С 18 по 24 июня 1907 года состоялся 4 делегатский Съезд Всероссийского Союза учителей, который признал Союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял 10 постановлений "О непосредственных задачах профессиональной борьбы". Этот съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза учителей, как и многих массовых организаций в России ослабла, практически прекратилась.

В период политического оживления в России (1912-1914 гг.) состоялся Всероссийский учительский Съезд, который рассмотрел ряд профессиональных вопросов. Съезд предпринял попытку восстановить деятельность Союза учителей, но безрезультатно.

Только в апреле 1917 года деятельность учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд политических требований.

После роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам учительства в выходе их из состава Союза и создании Союза учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто перешедших на сторону Советской власти.

Союз учителей-интернационалистов по предложению В.И.Ленина высказался в пользу скорейшего создания Всероссийского профессионального Союза работников просвещения и социалистической культуры.

С 28 июля по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный съезд Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры. На съезде присутствовало 277 делегатов из 32 губерний.

Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России.

В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли работники печати.

В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и искусств.

В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств.

С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений России.

В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР.

В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР как и аналогичные профсоюзы в союзных республиках был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР.

В марте 1958 года на 1-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз работников просвещения РСФСР был преобразован в республиканскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Республиканская организация профсоюза просуществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного движения в России.

На состоявшемся 26 - 27 сентября 1990 года Всероссийском Учредительном Съезде было провозглашено создание Профессионального союза работников народного образования и науки РСФСР, принят Устав Профсоюза, избраны руководящие органы. Первым Председателем Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР был избран Яковлев В.М., который проработал в этой должности до августа 2003 года Яковлев В.М. внес неоценимый вклад в создание, становление и развитие Профсоюза, борьбу за социально-экономические права членов Профсоюза в самые трудные годы новейшей российской истории. Отмечая выдающиеся заслуги Яковлева В.М. перед Профсоюзом IV (внеочередной) Съезд Профсоюза учредил ежегодную премию имени В.М.Яковлева для награждения профсоюзного актива.

На V Съезде Профсоюза, состоявшемся 5 апреля 2005 года, Председателем Профсоюза избрана МЕРКУЛОВА Г.И.

Меркулова Галина Ивановна работает в Профсоюзе с 1986 года. В образовании прошла путь от учителя до заведующего Ждановским районным отделом образования г. Москвы. С 1990 года заместитель Председателя Профсоюза. Член Генерального Совета ФНПР. В 1996 году избрана Членом Европейского комитета Интернационала образования, а в 2003 году вице -нерезидентом Пан-Европейской структуры Интернационала образования. Имеет государственные награды, звание «Заслуженный учитель РФ», знак «Отличник народного просвещения».


В Тульской губернии первые профессиональные объединения учительства с целью защиты своих прав и улучшения материального положения в конце XIX века создавались в форме Учительских обществ.

В ноябре 1894 г. такое общество возникло в г. Туле. В 1905 г. в Тульской губернии, как и во всей России, идет работа по основанию Союза учителей. В связи с тем, что в ряде городов России деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов, в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам.

В 1918 г. коммунисты Тульской губернии, работающие в образовании, повели наступление на организацию Союза и открыли агитацию за вступление в Союз интернационалистов.

В конце 1918 г. в городе Туле Союз учителей - интернационалистов объединял лишь 150 человек. Главное место в его деятельности занимал продовольственный вопрос.

После создания Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры (август 1919г.) около 50% Тульского учительства выразили желание состоять в Профсоюзе. Численность Тульской организации к 1921 г. достигла 9600 членов. Это было крайне тяжелое время, шла гражданская война, и большое внимание правление Союза уделяло материальному снабжению своих членов. Правление имело свой продовольственный склад, получало для распределения мануфактуру, мыло, обувь.

В 1921 г. был образован Всероссийский профсоюз работников просвещения и искусств, а уже в мае 1922 г. произошло разделение этого профсоюза на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств. В результате этого разделения выделился Тульский губернский отдел профсоюза Всероссийского профсоюза работников просвещения.

В тарифно-экономической работе внимание уделялось утверждению ставок, сверхурочным работам, договорной компании, вопросам ликвидации задолженности по заработной плате (в г. Туле задержки составляли 2 месяца, в уездах — больше). В 1922 г. впервые было подписано тарифное Соглашение с губоно. которое распространялось на 4553 работника. В октябре ставка I разряда ETC составляла 1200 руб., по Соглашению - 2186 руб. (увеличение на 80%).

На 1 октября 1923 г. численность членов Союза составила 5962 человека, объединяя работников просвещения Тулы, Тульского уезда, Алексина, Белева, Богородицка, Венева, Епифани, Новосила, Одоева, Крапивны, Черни, Узловой.

В 1924 г. Тулгуботдел стал именоваться Тульским губернским отделом профсоюза работников просвещения СССР. Основными направлениями работы в это время были: ликвидация безграмотности (90% членов профсоюза вели работу в избах-читальнях) и ликвидация задолженности по заработной плате в уездах.

В 1925 г. выдача заработной платы осуществлялась в 4 срока. Заключение колдоговоров и Соглашений. Коллективные договоры заключались в то время на квартал, полугодие, год. В обязательном порядке в колдоговоре указывалась ставка оплаты, сверх ставки, продолжительность отпуска, % отчисления на средства месткома и др.

Все коллективные договоры регистрировались. Прием на работу рабочих и служащих производился через Посредническое бюро, в первую очередь принимались члены Союза.

В 1929 г. администрация брала обязательства вносить в кассу Союза на содержание местных союзных органов 1% общей суммы, выдаваемого всем служащим и рабочим жалования.

В коллективном договоре указывались также категории рабочих и служащих, которым выдавалась спецодежда по нормам.

В 30 годы профсоюз занимался развитием социалистического соревнования и ударничества.

В период осадного положения в г.Туле (1941 - 1942 г.г.) все профсоюзное хозяйство было уничтожено.

Созданному 1 апреля 1942 г. оргбюро пришлось начинать работу вновь. Шло восстановление первичных организаций, был положен учет членов профсоюза. Их насчитывалось 9092 из 9802 работающих. В военные годы решались задачи: мобилизация учителей на быстрейшее восстановление школьной сети; помощь фронту и забота о материально-бытовом положении членов профсоюза, особенно пострадавшим в период немецкой оккупации.

В послевоенные годы трижды происходило преобразование профсоюза (1948 г., 1956 г., 1958 г.)

В этот период областная профсоюзная организация принимала активное участие в решении задач по переходу школ на 7-летнее всеобщее образование, контролю за предоставлением льгот и преимуществ для сельских учителей начальных и семилетних школ. Интенсивно велось соц. соревнование между колхозами, совхозами и другими предприятиями на лучшую подготовку школ к новому учебному году (1948 г.).

Профсоюз способствовал реализации решений XIX съезда КПСС о переходе от семилетнего всеобщего образования к всеобщему среднему.

Открывались новые школы, детские дома и сады.

С 1951 по 1954 г.г. было открыто в области 44 семилетних, 45 средних школ, восстановлено 25 школьных зданий, создано 3 пионерских лагеря для детей учителей (в Ефремовском, Белевском районах, в д. Хорошевка), 2 дома учителя (г.Тула, г.Ефремов).

Неохваченных образованием детей сократилось вдвое. Профсоюз стал активно проявлять свою защитную функцию. Обком профсоюза совместно с облоно добились принятия решения о льготах для сельских учителей.

Только с 1958 по 1960 г.г. было построено и куплено 97 домов для учителей, выдана ссуда 290 работникам на индивидуальное строительство и т.д.

При участии ЦК профсоюза и «Учительской газеты» строится стационарный пионерский лагерь в дер. Селиванове Щекинского р-на на 480 мест, санаторий - профилакторий Политехнического института, создаются базы отдыха в дер. Бунырево Алексинского р-на. Регулярно ведется контроль со стороны обкома профсоюза с участием профсоюзного актива за оздоровлением трудящихся, охраной труда работающих, студентов, их медицинском обслуживании.

Много разных событий впитала в себя 100-летняя история профсоюзного движения работников образования, о чем свидетельствуют документы областного профсоюзного архива.

Политические и социально - экономические преобразования в бывшем СССР, суверенизация республик привели к тому, что в сентябре 1990 г. был создан Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации.


Поиск по сайту

    Архивы сайта:
    с 2009 по 2013 г. г. | с 2013 по 2015 г. г.