Уважаемый Владимир Сергеевич!
Уважаемые коллеги, участники встречи!
В течение апреля, мая этого года общественность Тульской области интересует вопрос создания Центров образования, а самое главное соблюдение законодательных актов при их создании.
Сегодня надо отметить, что в рамках социального партнерства наш отраслевой Профсоюз совместно с министерством образования Тульской области провел серьезную информационно-разъяснительную работу.
Последние факты:
28 апреля состоялось заседание общественного Совета по обсуждению вопроса «Образовательный комплекс как форма решения задач государственной политики в образовании».
5 мая общественные слушания.
12 мая 2015 года в большом зале ТФП состоялось расширенное заседание президиума Тульского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ, на котором присутствовали председатели районных и первичных профсоюзных организаций. В работе президиума приняли участие помощник министра образования Тульской области, начальник отдела министерства образования Тульской области.
В ходе заседания были рассмотрены вопросы:
- Создание образовательных комплексов в сфере образования Тульской области.
- Правовые аспекты реорганизации образовательных организаций.
- О соблюдении законодательства при реорганизации образовательных организаций в формах слияния или присоединения.
В ходе обсуждения выступили Гладких Н.В. – председатель Узловской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Иванская Н.Ю. – председатель Тульской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, которые рассказали о практике работы местных организаций Профсоюза по взаимодействию с социальными партнерами в условиях создания образовательных комплексов.
При подготовке и проведении данных мероприятий было проанализировано количество обращений от родителей, работников образования, прессы:
- на 28 апреля в областную организацию Профсоюза поступило 34 обращения;
- на 5 мая – дополнительно 11;
- на 12 мая – дополнительно 5;
- а на данный момент многие урегулированы.
Создана экспертная группа при министерстве образования, выработаны мероприятия.
При этом мы систематически совместно с министерством обсуждаем новые возникающие проблемы.
В ходе всех обращений массовыми являются следующие вопросы:
- О сохранении лицеев, гимназий для одаренных детей (обращения от родителей этих учреждений). И сегодня эта проблема, решаема.
- О сокращении численности или штата административно-управленческого аппарата, а вот в отношении сокращения педагогических работников жалоб не было, просто просили разъяснить процесс реорганизации, что периодически происходит ежегодно.
- О противоречиях в законодательстве, касающихся вопросов реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, на данный момент особенно актуален, видимо, нет юристов в муниципалитетах, где имеются сельские образовательные организации.
- О сохранении профсоюзных организаций в реорганизуемых учреждениях. Сегодня ряд оппозиционеров считают, что министерство образования Тульской области насаждает создание Центров, а Профсоюз бездействует.
- О заключении коллективного договора после завершения реорганизации образовательных организаций и ряд других, которые носят индивидуальный характер. Большинство мы изложили в обращении к губернатору.
Члены президиума обкома Профсоюза утвердили Рекомендации по организации и осуществлению деятельности территориальных (местных) и первичных организаций Профсоюза в условиях реорганизации образовательных организаций, которые направлены во все муниципальные образования, даже пос. Славный, Новогуровский, но в связи с тем, что продолжают поступать индивидуальные обращения, президиум областного комитета предложил обратиться к губернатору Тульской области по вопросам правового регулирования создания Центров образования.
И сегодня мы предлагаем:
- на муниципальном уровне рассмотреть штатные расписания образовательных организаций, создаваемых в результате реорганизации, по административно-управленческому персоналу соизмерив не просто количество, а самое главное - качество новых управленцев, не по прихоти руководителя, а по их квалификации, деловым качествам. И руководители обязаны утверждать штатные расписания по согласованию с первичной профсоюзной организацией;
- органам местного самоуправления, в рамках социального партнерства, а в сфере образования во всех муниципалитетах имеются отраслевые Соглашения по регулированию социально-трудовых отношений, совместно с представителями отраслевого Профсоюза провести активную разъяснительную работу не только по созданию Центров образования, но и проведению процедур реорганизации, перспектив развития образовательных организаций, особенностей регулирования трудовых отношений;
- и, наверное, самое сложное предложение - это урегулирование Федерального законодательства.
П.5 ст. 47 ФЗ «Об образовании» определяет право педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. В нем не только определены порядок и условия назначения досрочной пенсии по старости, но имеется Список наименований образовательных учреждений и должностей. Отмечу, что при определении стажа, дающего право на досрочную пенсию, могут применяться нормы как действующего в настоящее время пенсионного законодательства, так и нормативных правовых актов, утративших силу, но действовавших в период выполнения работником конкретной работы.
ФЗ «Об образовании» установил типы образовательных организаций, но Министерством образования и науки РФ не приняты дополнительные нормативно-правовые акты, которые установили бы тождественность между видами образовательных учреждений или наименованиями профессий. Появились, к примеру, тьютеры, методисты, но в списке профессий их нет.
Или сложнее обстоит ситуация с объединением организаций дополнительного образования с общеобразовательными организациями, образовательными организациями подлежащими переименованию, организациями, осуществляющими обучение.
Могу привести пример, после объединения Центра дополнительного образования детей с центрами для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центрами диагностики и консультирования, центрами психолого-медико-социального сопровождения и другими учреждениями, многие работники смогут получить досрочную пенсию только по решению суда либо вообще не получат.
Вывод: основным вопросом является организационно-правовая форма учреждений, несоответствие наименования учреждения и должностей, отсутствие наименование учреждения в списке, а так же несвоевременная подача страховых сведений персонифицированного учета, с некорректными (не льготными) кодировками. А ведь эта обязанность возложена напрямую на работодателя ФЗ №400 «О страховых пенсиях». Зачастую работник узнает, что не выйдет на досрочную пенсию, уже при обращении в пенсионный фонд, по истечении 25 лет.
Поэтому прошу Вас, Владимир Сергеевич поддержать инициативу областного Профсоюза образования разработать совместно с министерством образования Тульской области предложения в адрес ЦС Профсоюза, Министерства образования и науки РФ по приведению в соответствие Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, регламентирующее назначение досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам, действующему ФЗ «Об образовании» от 29 декабря 2012г №273-ФЗ и другим принятым нормативным правовым актам.
И главное, если областной Профсоюз, Министерство образования Тульской области не допускает нарушения законодательных актов в сфере образования, то и в муниципальных образованиях мы не должны этого допустить.
Спасибо за внимание.
Готова ответить на вопросы или предложить задать вопросы моим коллегам.