Приложение
к постановлению президиума
обкома Профсоюза
от « 12 » мая 2015 г. № 8
Рекомендации
по организации и осуществлению деятельности территориальных (местных) и первичных организаций Профсоюза в условиях реорганизации
образовательных организаций
Рекомендации по организации и осуществлению деятельности территориальных (местных) и первичных организаций Профсоюза в условиях реорганизации образовательных организаций (далее - Рекомендации) подготовлены с целью оказания практической помощи территориальным (местным) и первичным профсоюзным организациям по обеспечению организации и осуществления деятельности первичных профсоюзных организаций реорганизуемых и реорганизованных образовательных организаций в части соблюдения законодательства при создании образовательных комплексов, а также коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится реорганизация образовательных организаций субъектов РФ.
Основание: подпункт 4 пункта 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании в РФ».
К полномочиям органов местного самоуправления относится реорганизация муниципальных образовательных организаций.
Основание: подпункт 2 пункта 1 статьи 8 ФЗ «Об образовании в РФ».
При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) реорганизация образовательной организации как юридического лица может быть осуществлена в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение (всего предусмотрено пять форм реорганизации, в том числе форма преобразования, которая в силу особенностей правового положения государственных (муниципальных) образовательных организаций к ним неприменима).
Этапы проведения реорганизации образовательной организации:
1. Принятие решения и информирование о реорганизации.
2. Продолжение деятельности реорганизуемых организаций.
3. Завершение реорганизации образовательных организаций.
Решение о реорганизации государственных (муниципальных) образовательных организаций принимает учредитель (уполномоченный им орган) в соответствии с его компетенцией, которая предусматривается в соответствующих нормативных правовых актах государственных органов исполнительной власти конкретного субъекта РФ или органа местного самоуправления (в отношении муниципальных образовательных организаций).
В соответствии с пунктом 11 статьи 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. В соответствии с пунктом 8 приложения к постановлению правительства Тульской области от 27.04.2014г. № 32 в состав комиссий для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации государственной (муниципальной) образовательной организации включается представитель организации профсоюза.
В соответствии с пунктом 12 статьи 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие решения о реорганизации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
Рекомендуем председателям территориальных (местных) организаций Профсоюза при работе в составе комиссий по оценке последствий принятия решения о реорганизации муниципальной образовательной организации учитывать критерии оценки последствий принятия решения о реорганизации муниципальной образовательной организации, определенные пунктом 3 приложения к постановлению правительства Тульской области от 27.04.2014г. № 32, а также порядок сокращения численности или штата работников и трудоустройства высвобождаемых работников в соответствии с действующим законодательством, территориальными отраслевыми соглашениями.
На этапе приятия решения и информирования о реорганизации
Работодатель в соответствии с принятым решением учредителя о реорганизации образовательных организаций (каждая реорганизуемая образовательная организация) издает приказ о мероприятиях в связи с реорганизацией образовательной организации (ОО), в соответствии с которым:
-обеспечивает информирование работников о предстоящей реорганизации ОО (письменное уведомление о предстоящей реорганизации под роспись);
- обеспечивает информирование профкома о предстоящей реорганизации (о мероприятиях в связи с реорганизацией) ОО;
-определяет порядок взаимодействия с профкомом по социально-трудовым вопросам, связанным с проведением реорганизации ОО.
Профком взаимодействует с работодателем по социально-трудовым вопросам, связанным с проведением реорганизации ОО.
В соответствии с трудовым законодательством профком осуществляет контроль за действиями и решениями работодателя по:
-обеспечению информирования работников о предстоящей реорганизации (о мероприятиях в связи с реорганизацией) ОО;
- по соблюдению трудовых прав работников на этапе принятия решения и информирования о реорганизации ОО (содержание уведомления и др.), основываясь на положениях ТК РФ, отраслевых и иных соглашений, коллективного договора.
При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 53 ТК РФ профком имеет право получать от работодателя информацию по вопросам реорганизации ОО.
Этап продолжения деятельности реорганизуемых ОО
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (эта дата рассматривается как день окончания реорганизации в форме присоединения).
До внесения записи в ЕГРЮЛ образовательные организации, которые участвуют в реорганизации, несут права и обязанности по своим обязательствам самостоятельно, в том числе после вынесения решения о реорганизации.
Образовательные организации продолжают вести свою уставную (образовательную) деятельность, в том числе начислять заработную плату работникам в обычном порядке с учетом осуществления необходимых действий, связанных с реорганизацией ОО как юридических лиц.
При возникновении объективных оснований работодатель может инициировать изменение условий трудового договора с работником, но с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 74 ТК РФ.
В ходе проведения реорганизации трудовой договор с работником может быть прекращен (расторгнут):
- по соглашению сторон (пункт 1 части 1 статьи 77 ТК РФ) (расторжение в срок, определяемый соглашением сторон; выходное пособие не выплачивается, если иное не предусмотрено трудовым договором или коллективным договором);
- в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части 1 статьи 77 ТК РФ) (выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка в соответствии со статьей 178 ТК РФ, если более высокий размер не предусмотрен трудовым договором или коллективным договором);
- по другим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, с соблюдением установленного трудовым законодательством порядка увольнения.
Профком осуществляет контроль за действиями и решениями работодателя по социально-трудовым вопросам в ходе проведения мероприятий по реорганизации ОО.
При этом в целях обеспечения соблюдения требований трудового законодательства по вопросу об изменении определенных сторонами условий трудового договора (предусмотрены в статье 74 ТК РФ) особое внимание профком должен уделить случаям, когда работодатель инициирует изменение условий трудового договора с работниками.
Профком осуществляет контроль за действиями и решениями работодателя, связанными с прекращением трудовых отношений с работниками, обращая особое внимание на правильность и обоснованность применения соответствующего основания для расторжения трудового договора (по инициативе работника, по инициативе работодателя и др.).
Этап завершения реорганизации ОО
Действия работодателя
Учитывая, что при реорганизации для работников реорганизуемых ОО, сохраняющих трудовые отношения, изменяется работодатель, то есть место работы, которое в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ является обязательным условием трудового договора, такое изменение необходимо оформить дополнительным соглашением к трудовому договору с работником, в котором зафиксировать, что стороной трудового договора и местом работы работника с определенной даты является соответствующая реорганизованная ОО, а для работника структурного подразделения указать также место работы - структурное подразделение ОО. При этом необходимо также издать приказ по реорганизованной ОО о том, что работники соответствующей ОО с определенной даты являются работниками этой ОО (приказ о «переходе» работников из одного образовательного учреждения в другое — для кадрового и бухгалтерского делопроизводства).
При сохранении трудовых отношений с работником после завершения реорганизации работодатель при изменении наименования ОО вносит в трудовую книжку работника соответствующую запись об изменении наименования работодателя в соответствии с пунктом 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек (приложение №1 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003г. №69) в связи с реорганизацией.
После завершения реорганизации образовательных организаций, которое юридически оформляется при государственной регистрации записью в ЕГРЮЛ о вновь возникшем юридическом лице либо записью о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, реорганизованная ОО при наличии объективных оснований (изменения в осуществлении образовательного процесса организации; изменение организационных или технологических условий труда и др.) может осуществить мероприятия, связанные с:
- сокращением численности или штата работников ОУ (статьи 81-82, 179-180 ТК РФ);
- изменением условий трудового договора без изменения трудовой функции работника (статья 74 ТК РФ);
- переводом работников на другую работу (статья 72.1 ТК РФ).
В этой связи работодатель вправе в установленном трудовым законодательством порядке расторгнуть трудовой договор с работником по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ (в связи сокращением численности или штата работников).
Кроме того, при осуществлении мероприятий, связанных с изменением условий трудового договора без изменения трудовой функции работника, трудовой договор может быть прекращен в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (увольнение по пункту 7 части 1 статьи 77 ТК РФ).
В данном случае работодателем должны быть соблюдены следующие обязательные требования (статья 74 ТК РФ):
- работник должен быть уведомлен о предстоящих изменениях и причинах таких изменений в письменной форме не позднее чем за два месяца;
- при несогласии работника работать в новых условиях ему предлагается в письменной форме другая имеющаяся работа (как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья.
При этом работнику должны быть предложены все отвечающие этим требованиям вакансии, имеющиеся у работодателя в данной местности (вакансии в других местностях предлагаются, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором).
При осуществлении мероприятий, связанных с сокращением численности или штата работников ОУ после проведения реорганизации, профком принимает обязательное участие в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (статьи 82, 373 ТК РФ, а также соответствующие положения отраслевых и иных соглашений, коллективного договора).
Действия профкома:
Профком осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства по:
- порядку расторжения трудового договора с работником по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ (в связи сокращением численности или штата работников);
- порядку прекращения трудового договора в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 ТК РФ;
- порядку перевода работников на другую работу (статья 72.1 ТК РФ).
Профком обеспечивает защиту трудовых прав работников при проведении работодателем соответствующих мероприятий после реорганизации ОО в различных формах (учет мотивированного мнения профкома; требование об устранении нарушений трудового законодательства; требование о привлечении к ответственности виновных в нарушении трудовых прав работников должностных лиц и пр.).
Примерный перечень
организационно-распорядительных и иных документов,
оформляемых работодателями и работниками
при реорганизации образовательных организаций
1. Этап принятия решения и информирования о реорганизации образовательных организаций:
- приказ о мероприятиях в связи с реорганизацией образовательной организации (в соответствии с принятым решением учредителя о реорганизации);
- письменное уведомление работников персонально под роспись о предстоящей реорганизации;
- письменное информирование профкома о предстоящей реорганизации (о мероприятиях в связи с реорганизацией).
2. Этап продолжения деятельности реорганизуемых образовательных организаций:
- приказы по изменению условий трудового договора с работниками (при необходимости);
- письменное уведомление персонально под роспись об изменении условий трудового договора с работниками (при необходимости);
- дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками об изменении условий трудового договора;
- заявления работников об отказе от продолжения работы в связи с реорганизацией;
- приказы о расторжении трудового договора с работниками по соответствующим основаниям;
- внесение соответствующих записей в трудовые книжки работников и личные карточки работников.
3. Этап завершения реорганизации образовательных учреждений:
- дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками, не отказавшимися от продолжения работы в связи с реорганизацией, об изменении места работы и стороны трудового договора;
- приказ о «переходе» работников из одной образовательной организации в другую (для кадрового и бухгалтерского делопроизводства);
- приказы по изменению условий трудового договора с работниками (при необходимости);
- письменное уведомление персонально под роспись об изменении условий трудового договора с работниками (при необходимости);
- дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками об изменении условий трудового договора;
- приказы о расторжении трудового договора с работниками по соответствующим основаниям;
- внесение соответствующих записей в трудовые книжки работников и личные карточки работников.
Вопросы коллективно-договорного регулирования в реорганизуемых образовательных организациях и роль первичных профсоюзных организаций в обеспечении представительства интересов и защиты прав работников
В ходе проведения реорганизации образовательных организаций, а также при организации деятельности первичных профсоюзных организаций в этих условиях возникает необходимость в определении порядка дальнейшего коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в реорганизованных образовательных организациях.
К числу основных проблем относятся прежде всего вопросы действия коллективных договоров, а также локальных нормативных актов реорганизуемых образовательных организаций.
В соответствии с положениями статьи 43 ТК РФ при реорганизации в форме слияния и присоединения (а также разделения и выделения) коллективный договор (со всеми его приложениями как неотъемлемой его частью) каждой реорганизуемой организации сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
Что касается локальных нормативных актов этих организаций, не являющихся приложением к коллективному договору, то в силу общеправовых норм о правопреемстве при реорганизации локальные нормативные акты продолжают действовать и после завершения реорганизации.
В соответствии с частью 8 статьи 12 ТК РФ локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:
истечением срока действия;
отменой (признанием утратившим силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;
вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).
Принимая во внимание, что реорганизация образовательных организаций происходит в основном в форме слияния или присоединения, представляется целесообразным после принятия решения о реорганизации на основе объективной оценки предстоящих изменений в деятельности реорганизованной образовательной организации начать работу по подготовке проекта нового коллективного договора на базе действующих коллективных договоров реорганизуемых образовательных организаций (к примеру, при присоединении детских садов к школам необходимо учесть особенности регулирования труда всех категорий педагогических и других работников).
Вместе с тем, следует учитывать, что при реорганизации любая из сторон коллективного договора имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет (коллективный договор заключается на срок не более трех лет, и стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет).
В этой связи возможен также вариант, когда в целях обеспечения сохранения коллективно-договорного регулирования после юридического завершения реорганизации образовательных организаций принимается решение о продлении срока действия одного из коллективных договоров, а затем начинаются коллективные переговоры по разработке нового коллективного договора либо по внесению изменений и дополнений в пролонгированный коллективный договор. Наряду с этим следует также решать вопрос о приведении локальных нормативных актов в соответствие с коллективным договором реорганизованного образовательного учреждения.
Материалы по вопросам коллективно-договорного регулирования должны размещаться на сайтах территориальных (местных) профсоюзных организаций и страничках первичных профсоюзных организаций на сайтах образовательных учреждений.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со статьей 29 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации об их деятельности посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», копий коллективного договора образовательной организации, правил внутреннего трудового распорядка и др.
Следовательно, на сайтах всех образовательных организаций в обязательном порядке должны быть размещены копии коллективного договора и приложений к коллективному договору, являющихся неотъемлемой его частью, правил внутреннего трудового распорядка.