О ситуации с реализацией указов Президента Российской Федерации от 2012 года в части повышения оплаты труда педагогических работников, мер по сохранению уровня социальных гарантий работников образования и студентов с учетом формирования федерального бюджета на 2016 год и дальнейших действиях Профсоюза
Заслушав доклад заместителя Председателя Профсоюза Т.В. Куприяновой по вопросу «О ситуации с реализацией указов Президента Российской Федерации от 2012 года в части повышения оплаты труда педагогических работников, мер по сохранению уровня социальных гарантий работников образования и студентов с учетом формирования федерального бюджета на 2016 год и дальнейших действиях Профсоюза», а также выступления членов Центрального Совета Профсоюза, Центральный Совет Профсоюза констатирует.
Реализация указов Президента Российской Федерации от 2012 года в части повышения оплаты труда педагогических работников, а также мер по сохранению уровня социальных гарантий работников образования и студентов осуществляется в 2015 году в особых социально-экономических условиях.
ВВП России в течение первых девяти месяцев 2015 года снизился на 3,7 процента, по итогам текущего года Минэкономразвития России ожидает спада ВВП на 3,9 процента. В 2016 году в целом, по прогнозу Минэкономразвития, динамика ВВП будет положительной, и его рост может составить 0,7 процента, по прогнозу МВФ — максимум 0,2 процента.
По данным федерального статистического наблюдения, средняя заработная плата за 9 месяцев 2015 года в целом по экономике России увеличилась лишь на 1,4% или 467 рублей и составила 33,1 тыс. рублей. Увеличение средней заработной платы по экономике зафиксировано в 73 регионах России — от 0,2 % до 9,6 %, сокращение в 9 регионах — от 0,1 % до 4,4 %. При этом во внебюджетном секторе экономики, связанном с добычей полезных ископаемых, средняя заработная плата увеличилась на 5 % (2959 рублей), в обрабатывающих производствах — на 6 % (1777 рублей).
Таким образом, с учетом уровня инфляции за 9 месяцев 2015 года в размере 10,4 % реальная среднемесячная заработная плата работников как во внебюджетном, так и в бюджетном секторах экономики сократилась.
По результатам федерального статистического исследования, проводимого в целях определения динамики средней заработной платы педагогических работников всех категорий, поименованных в указах Президента Российской Федерации от 2012 года, а также в целях оценки реализации целевых показателей повышения их средней заработной платы выявлено следующее.
По итогам 9 месяцев 2015 года средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций в среднем по Российской Федерации составила 31934 рубля, что на 399 рублей или на 1,3% выше показателя за 2014 год.
В разрезе субъектов РФ средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций за анализируемый период распределилась в диапазоне от 18635 рублей (Республика Дагестан) до 78090 рублей (Ямало-Ненецкий автономный округ), дифференциация составила 4,2 раза.
По отношению к 2014 году прирост средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций отмечен в 50 субъектах РФ, сокращение – в 31 субъекте РФ и в 2 субъектах РФ не изменилась.
Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций в среднем по Российской Федерации составила 25556 рублей, то есть практически не изменилась по сравнению с 2014 годом (ниже на 0,1% или 36 рублей).
В разрезе субъектов РФ средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций за анализируемый период распределилась в диапазоне от 13412 рублей (Республика Дагестан) до 57818 рублей (Ямало-Ненецкий автономный округ), дифференциация составила 4,3 раза.
По отношению к 2014 году прирост средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций отмечен в 37 субъектах РФ, сокращение – в 44 субъектах РФ, в 2 субъектах РФ - изменения не произошло.
Средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей в среднем по Российской Федерации составила 26259 рублей, что на 935 рублей или на 3,7% выше показателя за 2014 год.
В разрезе субъектов РФ средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей за анализируемый период распределилась в диапазоне от 14735 рублей (Республика Калмыкия) до 77200 рублей (Ненецкий автономный округ), дифференциация составила 5,2 раза.
По отношению к 2014 году прирост средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей отмечен в 64 субъектах РФ, сокращение – в 19 субъектах РФ.
Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального образования, в среднем по Российской Федерации составила 28015 рублей, что на 324 рубля или на 1,2% выше показателя за 2014 год.
В разрезе субъектов РФ средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения организаций профессионального образования распределилась в диапазоне от 16640 рублей (Республика Калмыкия) до 98501 рубля (Ненецкий автономный округ), дифференциация составила 5,9 раза.
По отношению к 2014 году прирост средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения организаций профессионального образования отмечен в 57 субъектах РФ, сокращение – в 26 субъектах РФ.
Средняя заработная плата преподавателей организаций, реализующих программы высшего образования, в среднем по Российской Федерации составила 46384 рубля, что на 804 рубля или на 1,7% ниже показателя за 2014 год.
В разрезе субъектов РФ средняя заработная плата преподавателей организаций высшего образования распределилась в диапазоне от 24166 рублей (Республика Дагестан) до 87468 рублей (Ханты-Мансийский автономный округ), дифференциация составила 3,6 раза.
По отношению к 2014 году прирост средней заработной платы преподавателей организаций высшего образования отмечен в 37 субъектах РФ, сокращение – в 38 субъектах РФ.
Целевые значения показателей соотношения средней заработной платы педагогических работников с показателями, установленными Программой на 2015 год, по итогам 9 месяцев 2015 года в целом по Российской Федерации выполнены по 4 из 5 категорий педагогических работников (с учетом невыполнения целевых показателей менее, чем на 5%): по педагогическим работникам общеобразовательных организаций (96,5%); педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей (83,1%); преподавателям и мастерам производственного обучения организаций профессионального образования (84,7%); профессорско-преподавательскому составу организаций высшего образования (140,2%).
По педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций целевой показатель, установленный Программой на 2015 год, в целом по Российской Федерации по итогам 9 месяцев 2015 года не выполняется более, чем на 5% (92,8%).
По итогам 9 месяцев 2015 года целевые показатели, установленные Программой на 2015 год, по анализируемым категориям педагогических работников выполняются в большинстве субъектов РФ (с учетом недостижения целевых показателей менее, чем на 5%), в частности, по педагогическим работникам общеобразовательных организаций – в 85 субъектах РФ, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций – в 65 субъектах РФ, педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей – в 64 субъектах РФ, мастерам производственного обучения организаций профессионального образования в 83 субъектах РФ, преподавателям организаций высшего образования – в 62 субъектах РФ.
Кроме того, количество регионов, обеспечивших абсолютное достижение и перевыполнение целевых показателей, установленных Программой на 2015 год (без учета допустимого отклонения в пределах 5%), сократилось по педагогическим работникам общеобразовательных организаций – до 50 субъектов РФ; организаций дошкольного образования – до 27 субъектов РФ; организаций дополнительного образования детей - до 34 субъектов РФ; мастерам производственного обучения организаций профессионального образования – до 73 субъектов РФ, преподавателям организаций высшего образования – до 53 субъектов РФ.
По итогам 9 месяцев 2015 г. целевые значения показателей соотношения средней зарплаты педагогических работников с показателями, установленными программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2015 год не выполнены более, чем на 5%:
По педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в 20 субъектах РФ. Максимальное невыполнение целевого показателя отмечено в г.Москве – на 39,9%.
По педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей в 21 субъекте РФ. Максимальное невыполнение целевого значения показателя отмечено в г. Москве – на 24,1%.
По мастерам производственного обучения организаций профессионального образования - в 2 субъектах РФ. Максимальное невыполнение целевого значения показателя отмечено в Челябинской области – на 7,4%.
По преподавателям организаций высшего образования - в 15 субъектах РФ. Максимальное невыполнение целевого значения показателя отмечено в Ямало-Ненецком автономном округе – на 26,9%.
В республиках Карелия и Калмыкия, Челябинской области целевые показатели повышения средней заработной платы не выполнены по всем категориям педагогических работников по итогам 9 месяцев 2015 г.
По отношению к 6 месяцам 2015 года средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций за 9 месяцев 2015 года сократилась в 76 субъектах РФ, педагогических работников дошкольных образовательных организаций – в 67 субъектах РФ, педагогических работников организаций дополнительного образования детей и мастеров производственного обучения организаций профессионального образования – в 83 субъектах РФ, преподавателей организаций высшего образования – в 67 субъектах РФ.
Сокращение средней заработной платы по итогам 9 месяцев 2015 года по сравнению с 6 месяцами 2015 года по всем категориям педагогических работников произошло в 58 субъектах РФ.
Центральный Совет Профсоюза отмечает важную роль проведения профсоюзных мониторингов по вопросам оплаты труда работников образования, изучения ситуации с уровнем их материального обеспечения, выполнения указов Президента Российской Федерации от 2012 года, с целью формирования предложений Профсоюза по дальнейшему совершенствованию оплаты труда работников образования.
В соответствии с Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015 – 2017 годы Минобрнауки России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования был проведен мониторинг систем оплаты труда за первое полугодие 2015 года в 257 федеральных государственных образовательных учреждениях высшего образования или 94% от общего числа вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России (без филиалов).
По результатам мониторинга структуры заработной платы за 1-е полугодие 2015 года установлено, что пункт 38 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год и соответствующий пункт Отраслевого соглашения выполняются в 76 вузах или 30% от общего числа предоставивших информацию вузов. В этих вузах размер гарантированной части заработной платы в виде должностных окладов работников из числа профессорско-преподавательского состава установлен на уровне не ниже 60 процентов в структуре их заработной платы.
Гарантированная часть заработной платы в виде должностных окладов работников, относящихся к категории профессорско-преподавательского состава, в 15 из 257 вузов составляет от 17% до 30%, в 51 вузе — от 30% до 50%, в 45% вузов - от 50% до 60% в структуре их заработной платы.
Министерство образования и науки Российской Федерации по результатам анализа структуры заработной платы за 1-е полугодие 2015 года направило руководителям образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Минобрнауки России, письмо от 27 августа 2015 года № АП-1488/02 о необходимости приведения локальной нормативной правовой базы, регулирующей оплату труда, в соответствие с пунктом 5.2.2 Отраслевого соглашения и пунктом 38 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, которыми установлено, что размеры должностных окладов должны быть не ниже 60% в структуре заработной платы.
В ноябре 2016 года Центральным Советом Общероссийского Профсоюза образования проведен мониторинг по вопросам оплаты труда работников образовательных организаций общего образования и дополнительного образования детей, в том числе обеспечения своевременности выплаты заработной платы работников отрасли, сложившейся структуры заработной платы, проблем, связанных с реализацией указов Президента РФ от 2012 г., выполнением Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год. В мониторинге приняли участие 69 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, предоставивших информацию по 72 субъектам РФ.
По информации о ходе выполнения Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год в части повышения доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы педагогических работников, предоставленной региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза, выявлено, что доля гарантированной части заработной платы в виде ставок заработной платы, установленных за норму часов педагогической работы по должности «учитель», в 2015 году составила от 20,3% (Мурманская область) до 78,1% (Тверская область), по должности «воспитатель» - от 20,9% (Мурманская область) до 80,0% (Чеченская Республика).
За 2015 год доля гарантированной части заработной платы в виде ставок заработной платы за норму часов педагогической работы увеличилась:
· по должности «учитель» - в 28 субъектах РФ от 0,1% (Удмуртская Республика) до 30,0% (Новгородская область), при этом в 12 из них отмечено незначительное увеличение (до 2%);
· по должности «воспитатель» - в 29 субъектах РФ от 0,3% (Мурманская область) до 30,8% (Тульская область), при этом в 11 из них увеличение незначительное (до 2%).
Доля гарантированной части заработной платы в виде ставок заработной платы за норму часов педагогической работы достигла и превысила в 2015 году 60%:
· по должности «учитель» - в 13 субъектах РФ: Республики Чеченская, Калмыкия, Удмуртская, Марий Эл, Тверская, Новгородская, Ленинградская, Нижегородская, Саратовская, Тюменская, Иркутская области, города Санкт-Петербург, Севастополь;
· по должности «воспитатель» - в 15 субъектах РФ: Республики Чеченская, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Тверская, Ярославская, Новгородская, Ленинградская, Нижегородская, Саратовская, Тюменская, Омская области, Ханты-Мансийский автономный округ, города Санкт-Петербург, Севастополь.
Вместе с тем порядок формирования ставок заработной платы (должностных окладов), применяемый в субъектах РФ, как и структура заработной платы педагогических работников требуют дальнейшего изучения, поскольку ряд региональных организаций Профсоюза включили при определении доли гарантированной части в структуре заработной платы выплаты либо стимулирующего, либо компенсационного характера, либо районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По данным региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, в 38 субъектах РФ в течение 2015 года было отмечено сокращение фондов оплаты труда (ФОТ) в образовательных организациях, в том числе в 28 субъектах РФ – в части стимулирующих выплат, а в 10 субъектах РФ – в части и стимулирующих, и компенсационных выплат.
По информации региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, в субъектах РФ, в которых было отмечено сокращение ФОТ в течение 2015 года, в 12 субъектах РФ сокращение ФОТ было вызвано уменьшением размеров нормативов финансирования для расчета субвенций муниципальным образованиям, получаемых из регионального бюджета, в 17 субъектах РФ основной причиной сокращения ФОТ было перераспределение средств между образовательными организациями, предоставляемых им в виде субсидий органами местного самоуправления, а в 9 субъектах РФ - вследствие обеих причин.
Сравнительный анализ данных мониторинга и результатов реализации (по данным Росстата) в субъектах РФ за 9 месяцев 2015 года Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы по педагогическим работникам общеобразовательных, дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей позволил сделать вывод о том, что практически во всех субъектах РФ, в которых в 2015 году были отмечены случаи уменьшения ФОТ за счет снижения стимулирующих и компенсационных выплат, целевые показатели повышения средней зарплаты, установленные Программой, не выполнены (без учета 5%-го отклонения) либо по всем трем, либо по отдельным из вышеуказанных категорий педагогических работников.
Только в 62 субъектах РФ соблюдается порядок, предусмотренный Федеральным законом № 83-ФЗ, по заключению соглашений между учредителем и образовательными организациями по предоставлению им субсидий, отражающий объем финансового обеспечения, порядок и сроки выделения бюджетных ассигнований. В 8 субъектах РФ соглашения между учредителем и образовательными организациями о предоставлении субсидий не заключаются, что предоставляет органам местного самоуправления свободу маневра финансовыми ресурсами и не обеспечивает прозрачность порядка доведения средств до образовательных организаций, а также планирования их использования.
В 57 субъектах РФ финансирование образовательных организаций осуществляется посредством определения нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг, в 6 субъектах РФ – посредством корректировки объема расходов предыдущего года. В других регионах учредители образовательных организаций используют оба вышеуказанных механизма финансового обеспечения образовательных организаций.
По информации региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, выплаты за выполнение функций классного руководства производятся во всех 72 субъектах РФ. При этом в 48 субъектах РФ данные выплаты регулируются нормативным правовым актом на уровне субъекта РФ; в 24 субъектах РФ полномочия по установлению данных выплат переданы непосредственно образовательным организациям.
В 49 субъектах РФ при установлении порядка оплаты за выполнение функций классного руководства учтены рекомендации Отраслевого соглашения на 2015-2017 годы об отнесении данных выплат к выплатам компенсационного характера, именуемым «выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных». В 13 субъектах РФ выплаты за выполнение функций классного руководства отнесены к стимулирующим выплатам.
В 15 субъектах РФ в течение 2015 года, в основном, в первом, третьем и четвертом кварталах, имели место случаи задержки выплаты заработной платы работникам образования преимущественно по причине снижения уровня доходов региональных и местных бюджетов, в том числе в Республиках Карелия, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Марий Эл, Тыва, Хакасия, Забайкальском крае, Еврейской автономной области, Брянской, Мурманской, Ростовской, Саратовской, Кировской, Курганской областях.
Погашение задолженности по заработной плате в перечисленных регионах осуществлялось в период от одной недели до трех месяцев. При этом в трех субъектах РФ – Республике Дагестан, Забайкальском крае, где сумма задолженности работникам образования 20 муниципальных районов, начиная с первой половины ноября, составляет 373 млн. рублей, и существует угроза приостановки работы педагогических коллективов в отдельных учреждениях в соответствии со статьей 142 Трудового кодекса РФ, а также в г. Кызыле Республики Тыва – задержки выплаты заработной платы в текущем году носят систематический характер, а в других субъектах РФ – единичный характер.
Кроме того, в ряде регионов органы власти предупреждают работников государственных и муниципальных учреждений о возможном переносе выплаты заработной платы в конце текущего года на более поздние сроки. Отмечаются случаи затруднения в реализации социальных программ, в частности, в обеспечении единовременных выплат молодым специалистам, а также случаи прекращения приобретения мебели, учебных пособий и материалов.
Центральный Совет Профсоюза отмечает, что в большинстве субъектов РФ, в которых были отмечены задержки выплаты заработной платы работникам отрасли, профсоюзные организации всех уровней предпринимали своевременные меры в целях оперативного решения вопроса по ликвидации задержек выплаты заработной платы, в частности, направляли обращения в контрольно-надзорные органы, органы исполнительной и законодательной власти, осуществляли постоянный мониторинг своевременности выплаты и ликвидации задержек выплаты заработной платы работникам образования, с целью привлечения внимания власти к данной проблеме, вопросы задержки выплаты заработной платы широко освещались в СМИ.
В целях устранения задолженности по заработной плате при недостаточности доходов бюджетов органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления оформлялись как бюджетные, так и коммерческие кредиты, изыскивались прочие источники финансирования, осуществлялась корректировка бюджетов. Отмечаются случаи, когда субвенции, выделенные из региональных бюджетов муниципальным образованиям на учебные расходы, направлялись на выплату заработной платы.
По информации региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, в качестве мер, планируемых в субъектах РФ на 2016 год в целях обеспечения достаточных средств на выполнение указов Президента РФ от 2012 года, в 44 субъектах РФ применяются меры по оптимизации расходов, в том числе – в 42 субъектах РФ - реорганизация неэффективных учреждений, в 29 субъектах РФ - сокращение численности работников (в основном - из числа административно-управленческого и вспомогательного персонала). Также применяются такие меры, как инвентаризация социальных выплат с целью перехода к адресному принципу оказания социальной помощи, направление на оплату труда педагогов средств, полученных от приносящей доход деятельности, оптимизация расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, передача муниципальным образованиям полномочий по финансированию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала, изменение методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы по экономике региона (доходов от трудовой деятельности).
По информации региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, выделение дополнительных средств в 2016 году на выполнение указов Президента РФ от 2012 года планируется пока только в 14 субъектах РФ (Республики Адыгея, Бурятия, Белгородская, Рязанская, Тверская, Новгородская, Ростовская, Кировская, Пензенская, Свердловская, Челябинская, Новосибирская, Омская области, Еврейская автономная область). Не представили пока информацию по данному вопросу еще 14 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.
По данным мониторинга в 52 субъектах РФ не предусмотрена в 2016 году индексация заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе работников, не поименованных в указах Президента РФ от 2012 года.
В 17 субъектах РФ в 2016 году планируется индексация заработной платы работников бюджетной сферы (республики Карелия, Коми, Адыгея, Калмыкия, Бурятия, Красноярский край, Белгородская, Владимирская, Тульская, Мурманская, Ленинградская, Ульяновская, Свердловская, Челябинская, Омская области, города Москва, Санкт-Петербург). Вопрос индексации заработной платы работников бюджетной сферы в Томской области будет рассматриваться Законодательным собранием Томской области по исполнению бюджета за первое полугодие 2016 года.
По 7 субъектам РФ (Республикам Карелия, Коми, Бурятия, Мурманской, Свердловской, Челябинской областям, г. Москве), в которых предполагается индексация заработной платы в 2016 году, не указаны пока сроки и размер индексации заработной платы работников.
В период с 01.01.2016 года индексация заработной платы работников планируется в 3 субъектах РФ (Ленинградской, Омской областях, г. Санкт-Петербурге) в диапазоне от 4% до 6-8%.
В период с 01.10.2016 года индексация заработной платы работников планируется в 4 субъектах РФ (Республике Адыгея, Красноярском крае, Белгородской, Ульяновской областях) от 4,5% до 7,0%.
В Тульской области индексация заработной платы планируется в два этапа – с 01.02.2016 года и с 01.08.2016 года (процент повышения пока не определен).
В Республике Калмыкия планируется повышение окладов учебно-вспомогательного персонала и младшего обслуживающего персонала на 35% - 40% (конкретные сроки не указаны).
При этом в 8 из 17 субъектов РФ в качестве механизма индексации заработной платы рассматривается увеличение минимального размера оплаты труда в регионе (Республика Бурятия, Тульская, Мурманская, Ленинградская, Свердловская, Челябинская, Омская области, г. Санкт-Петербург).
Учитывая, что формирование проекта федерального бюджета на 2016 год проведено в условиях отрицательного экономического роста экономики страны, уменьшения доходов федерального бюджета и бюджетов других уровней, снижения реальных доходов населения страны, Центральный Совет Профсоюза считает необходимым профсоюзным организациям всех уровней структуры Профсоюза проявлять четкую позицию и настойчиво добиваться принятия решений по увеличению финансового обеспечения мер, направленных на стабилизацию материального обеспечения работников образования и студентов, сохранение установленных для них социальных прав и гарантий.
Продолжая действия делегатов VII Съезда Профсоюза по усилению взаимодействия с депутатами Государственной Думы и Правительством Российской Федерации в решении вопросов повышения уровня финансового обеспечения деятельности образовательных организаций и мер социальной поддержки работников образования и студентов, Общероссийский Профсоюз образования совместно с общероссийскими профсоюзами работников здравоохранения и культуры - членами Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ обратился в преддверии рассмотрения проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» во втором чтении к Председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву и председателю Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам А.М.Макарову по ряду принципиально важных вопросов, связанных с порядком финансирования сферы образования, здравоохранения и культуры в 2016 году. В частности, Совет Ассоциации в своем обращении настаивал на принятии дополнительных мер в 2016 году и, в частности, на:
проведении индексации заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений, не отнесённых к отдельным категориям работников бюджетной сферы, повышение оплаты труда которых регулируется Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, принятой в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
сохранении, а в необходимых случаях увеличении размеров дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в части финансового обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
увеличении размеров стипендиального фонда для обучающихся по программам высшего образования, а также по программам среднего профессионального образования, исходя из необходимости первоочередной поддержки социально незащищенных категорий студентов;
финансовом обеспечении деятельности учреждений образования, здравоохранения и культуры в объёмах, обеспечивающих выполнение государством социальных обязательств перед своими гражданами.
Центральный Совет Профсоюза принимает к сведению, что в результате проведения многочисленных консультаций и по результатам рассмотрения проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» принято решение об увеличении бюджетных ассигнований на финансирование сферы образования: на введение новых мест в студенческих общежитиях - 2,8 млрд. рублей, на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) - 1,2 млрд. рублей, строительство спортивных залов в сельских школах - 1,62 млрд. рублей, на увеличение размера стипендиального фонда для обучающихся по программам высшего образования на первоочередную поддержку социально не защищенных категорий студентов — 1,077 млрд.рублей, на финансовое обеспечение реализации программы содействия созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях для решения приоритетных задач по ликвидации третьей смены обучения, переводу обучающихся из зданий с высоким уровнем износа и ликвидации проблемы отсутствия санитарно-гигиенических помещений в школьных зданиях по решениям Правительства РФ - 50 млрд. рублей.
Одновременно принято решение об увеличении бюджетных ассигнований на 170 млрд. рублей с целью предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме до 310 млрд. рублей в 2016 году для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов РФ, покрытия временных кассовых разрывов и ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. Кроме того, увеличены бюджетные ассигнования на 42 млрд.рублей для оказания финансовой поддержки бюджетов субъектов РФ в реализации задачи доведения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента РФ от 2012 года.
Центральный Совет Профсоюза отмечает, что в условиях обострившихся проблем выполнения указов Президента Российской Федерации от 2012 года проект федерального бюджета на 2016 год не предусматривает увеличения бюджетных ассигнований на индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе не поименованных в указах Президента РФ от 2012 года.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон предусматривает увеличение минимального размера оплаты труда с 5965 руб. до 6204 руб. с 1 января 2016 года (на 4%). МРОТ будет увеличен на 239 руб. и его соотношение с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составит лишь 53,6%. Это повышение коснется порядка 700 тыс. человек, в том числе 43% работников государственных и муниципальных учреждений, к числу которых относятся работающие бедные в сфере образования, важнейшая особенность потребительской корзины которых состоит в их преимущественных тратах именно на продовольствие. При этом следует отметить, что индексация заработной платы работников казённых, бюджетных и автономных учреждений из числа учебно-вспомогательного, инженерно-технического и обслуживающего персонала проводилась последний раз 1 октября 2013 года, несмотря на то, что индекс потребительских цен на продовольственные товары по данным официального статистического учёта составил в 2013 году - 7,32%, в 2014 году - 15,43% и в 2015 году (октябрь 2015 года в процентах к декабрю 2014 года) - 11,38%.
Центральный Совет Профсоюза отмечает, что в 2015 году Общероссийским Профсоюзом образования был предпринят ряд мер по сохранению важнейших социальных прав и гарантий работников образования.
При непосредственном участии специалистов ЦС Профсоюза за период после VII Съезда Профсоюза были разработаны и приняты нормативные правовые акты, регулирующие трудовые права и социальные гарантии работников сферы образования и, в частности, реализованы положения статьи 333 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой издан приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Положения приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года № 1601 направлены на обеспечение принципа стабильности правового регулирования вопросов продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, как это обеспечивалось и предыдущими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими указанные вопросы (приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 и постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 г № 191).
Центральный совет Профсоюза отмечает, что в данном приказе закреплена позиция Общероссийского Профсоюза образования:
- исключающая применение к учителям, педагогам дополнительного образования, преподавателям профессиональных организаций и тренерам-преподавателям продолжительности рабочего времени, исчисляемого в конкретном количестве часов, составляющем 36-часов в неделю, либо не более 36 часов в неделю;
- сохраняющая правила определения учебной нагрузки и особый порядок ее возможного изменения по инициативе работодателя;
- сохраняющая порядок исчисления заработной платы за фактический объем учебной нагрузки (педагогической) работы для учителей, преподавателей и других педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы;
- сохраняющая для педагогических работников образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, верхнего предела учебной нагрузки, не превышающего соответственно 900 и 800 часов в год и др.
С участием представителей Профсоюза подготовлено постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», принятое в соответствии со статьей 334 ТК РФ, пунктом 3 части 5 статьи 47, частью 7 статьи 51 и частью 4 статьи 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в котором удалось сохранить удлиненные оплачиваемые отпуска для большинства работников, для которых они предусматривались ранее.
В комментарии ЦС Профсоюза к указанному постановлению предложены механизмы, при применении которых работникам может быть сохранена общая продолжительность отпусков, которыми они пользовались до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных отпусках».
В настоящее время на регистрации в Минюсте России находится приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года», принятый в соответствии со статьёй 335 Трудового кодекса РФ и пунктом 4 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в разработке которого принимали непосредственное участие специалисты ЦС Профсоюза.
Специалисты Общероссийского Профсоюза образования принимали непосредственное участие в разработке проекта приказа Минобрнауки России «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», в рассмотрении замечаний, поступавших от федеральных органов исполнительной власти, а также в формировании позиции Профсоюза по их замечаниям, которые не могут быть учтены, поскольку нарушают трудовые права работников сферы образования или противоречат трудовому законодательству.
По вопросу, связанному с регистрацией в Минюсте России приказа, принятого Минтрудом России «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости», ЦС Профсоюза вынужден был обратиться в Минюст России с просьбой не осуществлять регистрацию приказа из-за содержащихся в нем противоречий с законодательством, а также по причине издания приказа без учета мнения Профсоюза, несмотря на то, что его положения непосредственно затрагивают социальные трудовые права работников образования.
Одновременно ЦС Профсоюза направил в адрес Минтруда России письмо с замечаниями, не устранение которых, по мнению ЦС Профсоюза, может повлечь за собой нарушение прав работников образовательных организаций.
Центральный Совет Профсоюза отмечает, что в 2015 году по состоянию на 1 ноября правовыми службами региональных организаций Профсоюза проведен мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего вопросы предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам (в т.ч. педагогическим работникам, перешедшим на пенсию), проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В Центральный Совет Профсоюза поступила необходимая информация от 74 региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза из 80-ти.
Анализ информации о размере компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам в сельской местности, предусмотренной региональным законодательством, позволяет сделать вывод о том, что в 45 субъектах Российской Федерации педагогическим работникам в сельской местности, в т.ч. перешедшим на пенсию, производится компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в полном объёме.
Вместе с тем, следует отметить, что в некоторых субъектах РФ нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и условия предоставления компенсаций расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам в сельской местности изменились, при этом снизился уровень гарантий, ранее предоставляемых педагогическим работникам.
В 9 субъектах Российской Федерации педагогическим работникам в сельской местности, в том числе перешедшим на пенсию, производится выплата денежной компенсации в фиксированной сумме (Брянская, Липецкая, Псковская области, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Республика Башкортостан, Республика Тыва).
При этом размеры компенсации различны и составляют от 300 руб. в Кабардино-Балкарской Республике, 308 руб. - в Липецкой области до 2000 руб. в Республике Ингушетия.
В 6 субъектах Российской Федерации компенсация расходов педагогическим работникам в сельской местности производится в пределах социальной нормы площади жилья (г. Москва (новая), Республика Адыгея, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Мордовия, Республика Татарстан), а в Республике Саха (Якутия) — в пределах нормативов потребления.
В 16 субъектах Российской Федерации выплата и размер денежной компенсации, предоставляемой педагогическим работникам, обусловлены различными порядками, методиками расчета, нормативами, региональными стандартами стоимости жилищно-коммунальных услуг, наступлением определенного сезона и другими условиями.
Следует отметить, что по информации, полученной из региональной организации Профсоюза республики Северная Осетия - Алания, несмотря на то, что компенсация расходов педагогическим работникам предусмотрена региональным законодательством, ее выплата фактически приостановлена с 01.01.2013 г.
По информации из Тывинской республиканской организации Профсоюза, в 2014 году компенсации сельским педагогическим работникам не выплачивались.
Мониторинг показал, что в 3 субъектах Российской Федерации не предоставляются меры социальной поддержки сельским педагогическим работникам, перешедшим на пенсию (Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Ленинградская область).
Анализ мониторинга позволяет сделать вывод о том, что более чем в 50 % субъектов Российской Федерации компенсация расходов сельским педагогическим работникам производится в полном объёме, при этом сохраняется стабильность правового регулирования и гарантии прав педагогических работников, предусмотренных ранее действующим федеральным законодательством.
В остальных субъектах, в которых осуществлялся мониторинг, права педагогических работников были ограничены по сравнению с ранее действовавшим федеральным законодательством. При этом сложно, а порой невозможно определить, чем обусловлены подходы к такой дифференциации размеров и условий выплат в разных субъектах РФ.
Центральный Совет Профсоюза отмечает, что в связи с подготовкой и внесением в Государственную Думу РФ проекта федерального закона № 911768-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и нуждаемости» Общероссийский Профсоюз образования активно включился в процесс защиты и отстаивания прав педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, закрепленных в настоящее время в законодательстве с целью их не ухудшения.
Общероссийский Профсоюз образования обратился с письмом в Минтруд России с изложением своей позиции в отношении законопроекта. Профсоюзом были также проведены консультации с Комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
По результатам нулевого чтения в Общественной палате РФ выше названного законопроекта Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации направил письма в Общественную палату РФ и Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов с позицией в отношении этого законопроекта, предполагавшего оптимизацию предоставления регионами отдельных мер социальной поддержки с учетом применения критериев нуждаемости.
Центральный Совет Профсоюза с удовлетворением отмечает, что благодаря настойчивой и последовательной позиции Общероссийского Профсоюза образования из текста законопроекта ко второму чтению были исключены нормы, которыми предусматривалось внесение изменений в часть 2 статьи 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и в часть 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми обеспечение расходов медицинских и педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности (поселках городского типа) на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включая отопление, теплоснабжение и электроснабжение, должно было производиться, в том числе за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Введение предложенных нормативов могло привести к резкому снижению уровня трудовых прав и гарантий медицинских и педагогических работников, закрепленных в Федеральных законах от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, а также к уменьшению гарантий их реализации, в том числе ограничению права медицинских и педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Из первоначального текста законопроекта № 911768-6 была также исключена норма, которая предусматривала признание утратившей силу части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ нормативных правовых актов при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не должен уменьшаться, а условия предоставления ухудшаться.
Таким образом, благодаря организованным действиям Профсоюза при поддержке Совета Ассоциации уже ко второму чтению законопроекта удалось сохранить действующее правовое регулирование и предотвратить произвольный отказ государства от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в данном случае мер социальной поддержки без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения расходов, формы и способы которого могут меняться, но объём уменьшаться не должен.
Центральный Совет Профсоюза считает необходимым обратить внимание профсоюзных организаций всех уровней на существенные изменения в части реформирования системы оценки условий труда, а также повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства по охране труда.
Требования, которые выдвигаются сегодня в связи с реализацией Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 года «О специальной оценке условий труда» и другого, так называемого «закона-спутника» № 421-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2014 года, принципиально изменили подходы в этой важной сфере деятельности.
Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ, обязывают работодателя не только провести специальную оценку условий труда, но и обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, которая устанавливает единый подход к реализации мероприятий по обеспечению безопасных условий труда при проведении образовательного процесса.
В соответствии с Отраслевым соглашением на 2015–2017 годы между Министерством образования и науки Российской Федерации и ЦС Профсоюза в 2015 году разработаны Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены в государственные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования в субъектах РФ и образовательные организации, подведомственные Министерству. Данный документ должен стать основополагающим при организации работы по обеспечению безопасности образовательного процесса в каждой образовательной организации, в зависимости от ее типа.
Необходимым условием для создания такой системной работы является разработка и утверждение аналогичных актов органами, осуществляющими управление в сфере образования на региональном и муниципальном уровнях, совместно с организациями Профсоюза. Специалистами Центрального Совета Профсоюза подготовлен Краткий комментарий к этим Рекомендациям, размещенный на сайте Профсоюза, в котором указываются регионы (Брянская, Вологодская, Ивановская области), где эти задачи успешно реализуются.
Центральный Совет Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Исполнительному комитету Профсоюза:
1.1. направить данное постановление Центрального Совета Профсоюза в адрес заместителя Председателя Правительства РФ, Координатора РТК О.Ю. Голодец, в Управление внутренней политики Администрации Президента РФ, в Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Комитет Государственной Думы по образованию, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, в Общественную палату РФ для ознакомления и использования при подготовке предложений и принятии мер по вопросам совершенствования оплаты труда работников образования, сохранения предусмотренных законодательством для них социальных гарантий;
1.2. обратиться к заместителю Председателя Правительства РФ, Координатору РТК О.Ю.Голодец, Председателю ФНПР М.В.Шмакову с предложением рассмотреть на заседании РТК вопрос об эффективности принимаемых мер по погашению задолженности и обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам образования администрацией Забайкальского края (повторно), а также администрациями Республик Дагестан и Тыва;
1.3. предложить Министерству образования и науки РФ в соответствии с Отраслевым соглашением на 2015-2017 годы совместно проводить периодическое обсуждение вопросов организационного и финансового обеспечения своевременной выплаты заработной платы работникам образования государственных и муниципальных организаций в субъектах РФ, а также принимаемых органами власти мер по погашению задолженности по выплате заработной платы на основе мониторинга оплаты труда работников образовательных организаций всех типов;
1.4. по итогам рассмотрения вопросов, связанных с изменением уровня материального обеспечения работников образования, на заседании Исполкома Профсоюза в марте 2016 года, обратиться (в том числе в рамках Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации /по согласованию/) в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации с предложениями по индексации заработной платы работников федеральных государственных бюджетных организаций, не поименованных в указах Президента Российской Федерации от 2012 года, а также по оказанию дополнительной финансовой поддержки субъектов РФ для индексации заработной платы работников в государственных и муниципальных организациях субъектов РФ.
2. Рекомендовать Исполнительному комитету Профсоюза, региональным организациям Профсоюза, профсоюзным организациям образовательных организаций профессионального и высшего образования:
принимать эффективные меры по недопущению снижения уровня реальной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, достигнутого в 2015 году, обеспечению индексации заработной платы всех работников образования, распространению утверждаемой в регионах в рамках социального партнерства минимальной заработной платы на работников образовательных организаций, в том числе федеральных государственных бюджетных организаций, действующих в соответствующих субъектах Российской Федерации, по увеличению доли размера ставок заработной платы (должностных окладов) работников образования в структуре заработной платы в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, а также по сохранению уровня трудовых прав и социальных гарантий работников образования и обучающихся;
совместно с Минобрнауки России, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, проводить мониторинг оплаты труда в образовательных организациях профессионального и высшего образования, в государственных и муниципальных образовательных организациях общего и дополнительного образования детей в субъектах РФ по итогам 2015 года и далее по итогам каждого полугодия 2016 года по вопросам динамики заработной платы педагогических работников, включая работников из числа профессорско-преподавательского состава, и других категорий работников образования, изменения доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре их заработной платы и др.
3. Рекомендовать региональным (межрегиональным) организациям Общероссийского Профсоюза образования:
в рамках действующего законодательства добиваться максимально возможного сохранения фактически достигнутого уровня прав и гарантий педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на меры социальной поддержки, в том числе с учетом норм ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, обеспечивая социальную защиту работников с учётом специфики их правового статуса;
принимать активное участие в работе постоянных комиссий и экспертных групп при органах законодательной власти субъектов РФ с целью мониторинга ситуации и выработки предложений по изменению регионального законодательства, регулирующего размер, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, в том числе для недопущения снижения достигнутого уровня прав и гарантий педагогических работников при введении норм и нормативов;
при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением законодательства по охране труда в образовательных организациях руководствоваться Рекомендациями по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Департамента государственной службы, кадров и управления делами Минобрнауки России от 25.08.2015 № 12-1077);
обратить внимание на недопустимость снижения класса (подкласса) вредности условий труда по результатам специальной оценки условий труда, а также отмены гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, без реального улучшения условий труда работников образования.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на Исполнительный комитет Профсоюза.
Председатель Профсоюза Г.И.Меркулова