Обзор обращений работников образования в обком Профсоюза в 2013 году.

Обзор обращений работников образовательных учреждений  в обком Профсоюза в 2013 году

Материал  подготовлен главным

специалистом обкома Профсоюза 

     Л.Я Казаковой  

 

 С начала  2013г. в обком Профсоюза поступило 120 устных и  письменных обращений граждан, большинство из которых касаются вопросов реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. №597,  введения новой системы оплаты труда с учетом профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, установления стимулирующих выплат  педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.

Письменные обращения  в областную организацию Профсоюза поступили   от работников образовательных учреждений, председателей первичных профсоюзных организаций, руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений из Киреевского, Чернского, Заокского,  Плавского районов, городов Тулы, Новомосковска.

В марте-апреле 2013 года  прошли встречи работников обкома Профсоюза с руководителями  муниципальных образовательных учреждений и председателями первичных профсоюзных организаций в  Дубенском, Воловском,  Заокском,  Ясногорском  районах.

Анализ обращений показал, что работники обеспокоены направлением дополнительных средств на установление стимулирующих выплат работникам общеобразовательных учреждений, где учебная нагрузка учителей 18 часов в неделю или чуть превышает норму часов и среднемесячная заработная плата педагогических работников ниже  уровня среднемесячной заработной платы в регионе.  В  учреждениях, где педагогические работники имеют  нагрузку от 27 до 36 часов в неделю и среднемесячная заработная плата педагогических работников выше или на уровне среднемесячной заработной платы в регионе, дополнительные средства на установление надбавок стимулирующего характера не направляются.

 В связи с этим на встрече с руководителями и председателями  первичных профсоюзных организаций муниципальных образовательных учреждений Дубенского района поступили предложения  об увеличении размера должностных окладов педагогических работников в соответствии с квалификационными характеристиками, а не фонда надбавок и доплат. Такие же предложения в письменном виде поступили  от учителей МКОУ «Волхонщинская СОШ» Плавского района.

Устные вопросы о порядке установления стимулирующих выплат поступили от работников образовательных учреждений Воловского района на встрече со специалистами обкома Профсоюза  27.03.2013г.

От работников общеобразовательных учреждений города Новомосковска поступили письменные и устные обращения по вопросам установления стимулирующих выплат педагогическим работникам.

В феврале 2013г. в ходе проверки письменного обращения учителя МБОУ СОШ №12 г. Новомосковска Поповой Н.В. по вопросу соблюдения законодательства при установлении стимулирующих выплат выявлено следующее.

 При введении нового Положения о доплатах, надбавках  и  премировании работников МБОУ СОШ №12 (далее - Положение) с 01.09.2012г. в нарушение ст. 74 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ)  работодатель не уведомил работников в письменной форме об  изменении условий трудового договора (по размерам и условиям установления стимулирующих выплат)  за два месяца до их введения.

В нарушение ст. 22 ТК РФ работодатель не  ознакомил работников под роспись с Положением о надбавках и доплатах, премировании работников. 

 Распределение доплат и надбавок, премирование работников в учреждении осуществлялось комиссией,  но комиссия сформирована  в основе своей из представителей администрации:  директор, 4 его заместителя и  1 представитель работников – председатель профсоюзной организации. Протоколы заседания комиссии не ведутся.

В нарушение ст.135 ТК РФ приказы по учреждению об установлении надбавок, доплат, премировании работников (от 03.09. 2012г. №160,  от 25.10. 2012г. №186, от 20.11.2012г. № 193, от 19.12. 2012г.  №202) принимались без учета  мнения представительного органа работников. В соответствии с коллективным договором учреждения на 2012-2015 годы, (зарегистрирован 04.04.2012г.)  представительным органом работников в СОШ №12 выступает профсоюзная организация школы.

При распределении стимулирующих выплат в ноябре 2012г.  из средств, направленных на повышение оплаты труда педагогических работников  учреждений общего образования,   премии в СОШ №12 получили  4 работника, не являющиеся педагогическими (приказ по учреждению от 20.11. 2012г. № 193). Размеры стимулирующих выплат  устанавливались от 500 рублей до 20000 рублей,  причем выплаты 18000-20000 рублей в ноябре 2012г. получили непедагогические работники (главный бухгалтер, зам. директора).

Проекты локальных нормативных актов, касающиеся установления стимулирующих выплат, не рассматривались на заседаниях профсоюзного комитета школы.

 

В коллективном обращении учителей МКОУ «Страховская СОШ» Заокского района сформулировано предложение о доведении среднемесячной заработной  платы педагогических работников до  уровня среднемесячной заработной платы в регионе,  исходя  из нормы часов за ставку заработной платы.

 

От коллектива работников муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центра  психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» г. Тулы  поступило предложение о повышении оплаты труда педагогических работников этого  учреждения.

 

На общем собрании работников ГОУ СПО «Чернский профессионально-педагогический колледж» приняты предложения и направлены в обком Профсоюза:

- О недопущении установления доплат низкооплачиваемым категориям работников до минимального  размера оплаты труда  из фонда надбавок и доплат учреждения.

- О внесении изменений  в действующее законодательство по  вопросу определения минимального размера оплаты труда. Предложение: не включать в минимальный размер оплаты труда стимулирующие и компенсационные выплаты.

О необходимости повышения оплаты труда низкооплачиваемым категориям работников (помощникам воспитателей, прачкам, кастеляншам) обратились работники ГОУ СПО «Киреевская школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 

В марте-апреле стали поступать обращения работников дошкольных образовательных учреждений по вопросу перевода дошкольных образовательных учреждений на новый режим работы, сокращения численности работников, об изменении размеров оплаты труда воспитателей, помощников воспитателей в связи с сокращением часов пребывания детей в дошкольном учреждении.  Например, на встречах работников обкома Профсоюза, проходившими в районе   10.04.2013г., с руководителями и председателями профсоюзных организаций образовательных учреждений, работниками МДОУ «Детский сад №7» Ясногорского района поступили вопросы о правомерности изменения режима работы  дошкольных учреждений,  уменьшения размеров оплаты труда воспитателей, помощников воспитателей в связи с сокращением продолжительности  рабочего времени.

Из Киреевского района поступило обращение по вопросу правомерности приказа комитета образования администрации МО Киреевский район от 20.03.2013г. №263 « О длительности пребывания воспитанников и режиме работы муниципальных дошкольных образовательных учреждений администрации муниципального образования Киреевский район».

От работников МКОУ «Бутиковская СОШ» и  «Страховская СОШ» Заокского района поступили письменные обращения о правомерности реорганизации учреждений.

 

Позиция обкома Профсоюза по данным вопросам:

 

1. В целях реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012г. № 597 и от 1 июня 2012г. №761, распоряжения Правительства РФ от 30.12.2012г. №2620-р распоряжением правительства  Тульской области от 18.04.2013г. №478-р утвержден  план мероприятий  («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Тульской области», предусматривающий введение эффективного контракта с руководителями и педагогическим работниками  образовательных организаций. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в срок до 30.04.2013г. рекомендовано разработать и утвердить муниципальные дорожные карты изменений  в сфере образования.

Совершенствование системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях образования Тульской области, предусматривает поэтапное повышение оплаты  труда педагогических работников образовательных учреждений  различных типов Тульской области, введение новой системы оплаты труда на основе профессионально-квалификационных групп. Работники обкома Профсоюза принимают участие в заседаниях рабочей группы при министерстве образования Тульской области по разработке  проекта положения об оплате труда работников государственных образовательных  учреждений Тульской области (далее- проект Положения). Абсолютное большинство предложений и замечаний обкома Профсоюза к проекту Положения, направленные в министерство образования, были учтены при разработке проекта.

   С учетом замечаний, поступивших от руководителей, работников образовательных учреждений, в проект положения об условиях оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Тульской области  Тульским обкомом Профсоюза были направлены предложения в министерство образования Тульской области о необходимости увеличения заработной платы работников за счет увеличения должностных окладов, об установления фонда надбавок и доплат образовательных учреждений всех типов в размере 30% фонда оплаты труда.

 

В связи с обращением работников муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центра  психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» г. Тулы  Тульским обкомом Профсоюза в адрес главы администрации города Тулы направлено письмо  о необходимости  решения вопроса о повышении оплаты труда педагогических работников указанного учреждения.

 

2. Порядок установления стимулирующих выплат работникам образовательных учреждений определен действующим трудовым законодательством.

В соответствии со ст.135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), доплат компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.   Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда принимаются работодателем  с учетом мнения представительного органа работников.

 В Тульской области в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ), нормативными правовыми актами Тульской области, органов местного самоуправления, соглашением между министерством образования и культуры Тульской области и Тульской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2012-2014 годы (далее – областное отраслевое Соглашение), территориальными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами образовательных учреждений определен порядок установления стимулирующих выплат работникам  государственных и муниципальных учреждений Тульской области.

Так, в соответствии с  п. 28 приложения №1 к постановлению администрации Тульской области от 11.06.2008г. №334 установлено, что системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования  устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателем по согласованию с представительным органом работников.

В соответствии с  п. 5.3 областного отраслевого Соглашения установление систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок работникам государственных образовательных учреждений Тульской области осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации    на основании разработанного образовательным учреждением в соответствии с законодательством и действующими нормативными правовыми актами Положения о доплатах, надбавках  и  премировании работников (далее - Положение).

Положение должно предусматривать порядок установления стимулирующих выплат, критерии и показатели их установления, порядок снятия, размеры доплат и надбавок. Показатели установления стимулирующих выплат не должны включать показатели, входящие в должностные обязанности работника.

Пунктом 5.13 областного отраслевого соглашения рекомендовано выборным органам первичной профсоюзной организации не позднее 5 рабочих дней  со дня получения от работодателя проектов (проекта) локальных нормативных актов, касающихся оплаты труда, направить работодателю решение профсоюзного органа по указанным проектам.

 

3. В соответствии со ст. 133 ТК РФ между губернатором Тульской области, председателем Общественной организации Тульского областного объединения организаций профсоюзов «Тульская Федерация профсоюзов» и президентом Объединения работодателей «Тульский областной Совет работодателей» подписано региональное соглашение о минимальной заработной в Тульской области, согласно которому для работников государственных и муниципальных  учреждений Тульской области установлена минимальная заработная плата:

с 1 февраля 2013г.  в размере 6500 рублей,

с 1 августа  2013г. в размере  7000 рублей.

Установление более высокого размера минимальной заработной платы в 2013г. может привести к дальнейшему уменьшению дифференциации в оплате труда между высококвалифицированными работниками и низкооплачиваемыми категориями работников. Например, при ныне существующей системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Тульской области должностной оклад учителя с высшим образованием, не имеющим квалификационной категории, при стаже работы 1 год составляет только  6204 рубля, что ниже установленного МРОТ  в Тульской области.

В данной ситуации обком Профсоюз настаивает на повышение должностных окладов работников образовательных учреждений.

Сообщаем для сведения, что минимальная заработная плата в Российской  Федерации с 1 января 2013г. составляет 5205 рублей.

 

4. Установление доплат низкооплачиваемым категориям работников до минимального  размера оплаты труда из фонда стимулирующих выплат является неправомерным. В соответствии с положениями о порядке установления доплат и надбавок стимулирующего характера, утверждаемыми в каждом образовательном учреждении по согласованию (или учетом мнения) с профсоюзным органом уборщикам служебных помещений, дворникам, помощникам воспитателей и др. могут устанавливаться стимулирующие надбавки за качество работы, высокие результаты работы, премии, но  доплаты, составляющие разницу между минимальным размером оплаты труда и заработной платой работников (должностной оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты)  не должны выплачиваться из средств фонда надбавок и доплат.

 

 Позиция Профсоюза по вопросу включения в величину минимального  размера оплаты  труда компенсационных и стимулирующих выплат остается неизменной. Позиция ФНПР была определена в письме ФНПР от 31.03.2010г. №104-108/6, направленного во все членские организации.

Суть позиции в том, что размеры ставок, окладов, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы оплаты труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой статьи 133 ТК РФ, также без учета компенсационных и стимулирующих выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

С целью взыскания недополученной заработной платы работникам в случае установления окладов (должностных окладов) ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом,  работник имеет право обратиться в суд. Профсоюз гарантирует защиту членов Профсоюза в судебных органах.

Сообщаем для сведения, что Тульская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ неоднократно обращалась к депутатам Государственной Думы о внесении изменений в Трудовой кодекс по вопросу о составе МРОТ.

 

5. Перевод работников дошкольных образовательных учреждений на новый режим работы, сокращение численности и (или) штата работников должен осуществляется в соответствии с действующим законодательством, с учетом мнения  родителей (законных представителей) о переводе  учреждения на новый режим работы.

Специалисты обкома Профсоюза по данным вопросам окажут работникам необходимую консультацию и помощь.

Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений должна осуществляться только в соответствии с действующим законодательством с учетом прав ребенка,  с участием районной организации Профсоюза в рамках социального партнерства, трудоустройством высвобождаемых работников. 

   По обращению работников Заокского района 25 апреля председатель обкома Профсоюза Ларичева О.В.  и главный специалист обкома Казакова Л.Я. выезжали в район, где на встрече с руководителями образовательных учреждений и председателями профсоюзных организаций был рассмотрен порядок  реорганизации и ликвидации образовательных учреждений.

                                                                               

                                                                                            30.04.2013г.

 

Поиск по сайту

    Архивы сайта:
    с 2009 по 2013 г. г. | с 2013 по 2015 г. г.