Обзор обращений работников образовательных учреждений в обком Профсоюза в 2013 году
Материал подготовлен главным
специалистом обкома Профсоюза
Л.Я Казаковой
С начала 2013г. в обком Профсоюза поступило 120 устных и письменных обращений граждан, большинство из которых касаются вопросов реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. №597, введения новой системы оплаты труда с учетом профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, установления стимулирующих выплат педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.
Письменные обращения в областную организацию Профсоюза поступили от работников образовательных учреждений, председателей первичных профсоюзных организаций, руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений из Киреевского, Чернского, Заокского, Плавского районов, городов Тулы, Новомосковска.
В марте-апреле 2013 года прошли встречи работников обкома Профсоюза с руководителями муниципальных образовательных учреждений и председателями первичных профсоюзных организаций в Дубенском, Воловском, Заокском, Ясногорском районах.
Анализ обращений показал, что работники обеспокоены направлением дополнительных средств на установление стимулирующих выплат работникам общеобразовательных учреждений, где учебная нагрузка учителей 18 часов в неделю или чуть превышает норму часов и среднемесячная заработная плата педагогических работников ниже уровня среднемесячной заработной платы в регионе. В учреждениях, где педагогические работники имеют нагрузку от 27 до 36 часов в неделю и среднемесячная заработная плата педагогических работников выше или на уровне среднемесячной заработной платы в регионе, дополнительные средства на установление надбавок стимулирующего характера не направляются.
В связи с этим на встрече с руководителями и председателями первичных профсоюзных организаций муниципальных образовательных учреждений Дубенского района поступили предложения об увеличении размера должностных окладов педагогических работников в соответствии с квалификационными характеристиками, а не фонда надбавок и доплат. Такие же предложения в письменном виде поступили от учителей МКОУ «Волхонщинская СОШ» Плавского района.
Устные вопросы о порядке установления стимулирующих выплат поступили от работников образовательных учреждений Воловского района на встрече со специалистами обкома Профсоюза 27.03.2013г.
От работников общеобразовательных учреждений города Новомосковска поступили письменные и устные обращения по вопросам установления стимулирующих выплат педагогическим работникам.
В феврале 2013г. в ходе проверки письменного обращения учителя МБОУ СОШ №12 г. Новомосковска Поповой Н.В. по вопросу соблюдения законодательства при установлении стимулирующих выплат выявлено следующее.
При введении нового Положения о доплатах, надбавках и премировании работников МБОУ СОШ №12 (далее - Положение) с 01.09.2012г. в нарушение ст. 74 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работодатель не уведомил работников в письменной форме об изменении условий трудового договора (по размерам и условиям установления стимулирующих выплат) за два месяца до их введения.
В нарушение ст. 22 ТК РФ работодатель не ознакомил работников под роспись с Положением о надбавках и доплатах, премировании работников.
Распределение доплат и надбавок, премирование работников в учреждении осуществлялось комиссией, но комиссия сформирована в основе своей из представителей администрации: директор, 4 его заместителя и 1 представитель работников – председатель профсоюзной организации. Протоколы заседания комиссии не ведутся.
В нарушение ст.135 ТК РФ приказы по учреждению об установлении надбавок, доплат, премировании работников (от 03.09. 2012г. №160, от 25.10. 2012г. №186, от 20.11.2012г. № 193, от 19.12. 2012г. №202) принимались без учета мнения представительного органа работников. В соответствии с коллективным договором учреждения на 2012-2015 годы, (зарегистрирован 04.04.2012г.) представительным органом работников в СОШ №12 выступает профсоюзная организация школы.
При распределении стимулирующих выплат в ноябре 2012г. из средств, направленных на повышение оплаты труда педагогических работников учреждений общего образования, премии в СОШ №12 получили 4 работника, не являющиеся педагогическими (приказ по учреждению от 20.11. 2012г. № 193). Размеры стимулирующих выплат устанавливались от 500 рублей до 20000 рублей, причем выплаты 18000-20000 рублей в ноябре 2012г. получили непедагогические работники (главный бухгалтер, зам. директора).
Проекты локальных нормативных актов, касающиеся установления стимулирующих выплат, не рассматривались на заседаниях профсоюзного комитета школы.
В коллективном обращении учителей МКОУ «Страховская СОШ» Заокского района сформулировано предложение о доведении среднемесячной заработной платы педагогических работников до уровня среднемесячной заработной платы в регионе, исходя из нормы часов за ставку заработной платы.
От коллектива работников муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центра психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» г. Тулы поступило предложение о повышении оплаты труда педагогических работников этого учреждения.
На общем собрании работников ГОУ СПО «Чернский профессионально-педагогический колледж» приняты предложения и направлены в обком Профсоюза:
- О недопущении установления доплат низкооплачиваемым категориям работников до минимального размера оплаты труда из фонда надбавок и доплат учреждения.
- О внесении изменений в действующее законодательство по вопросу определения минимального размера оплаты труда. Предложение: не включать в минимальный размер оплаты труда стимулирующие и компенсационные выплаты.
О необходимости повышения оплаты труда низкооплачиваемым категориям работников (помощникам воспитателей, прачкам, кастеляншам) обратились работники ГОУ СПО «Киреевская школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В марте-апреле стали поступать обращения работников дошкольных образовательных учреждений по вопросу перевода дошкольных образовательных учреждений на новый режим работы, сокращения численности работников, об изменении размеров оплаты труда воспитателей, помощников воспитателей в связи с сокращением часов пребывания детей в дошкольном учреждении. Например, на встречах работников обкома Профсоюза, проходившими в районе 10.04.2013г., с руководителями и председателями профсоюзных организаций образовательных учреждений, работниками МДОУ «Детский сад №7» Ясногорского района поступили вопросы о правомерности изменения режима работы дошкольных учреждений, уменьшения размеров оплаты труда воспитателей, помощников воспитателей в связи с сокращением продолжительности рабочего времени.
Из Киреевского района поступило обращение по вопросу правомерности приказа комитета образования администрации МО Киреевский район от 20.03.2013г. №263 « О длительности пребывания воспитанников и режиме работы муниципальных дошкольных образовательных учреждений администрации муниципального образования Киреевский район».
От работников МКОУ «Бутиковская СОШ» и «Страховская СОШ» Заокского района поступили письменные обращения о правомерности реорганизации учреждений.
Позиция обкома Профсоюза по данным вопросам:
1. В целях реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012г. № 597 и от 1 июня 2012г. №761, распоряжения Правительства РФ от 30.12.2012г. №2620-р распоряжением правительства Тульской области от 18.04.2013г. №478-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Тульской области», предусматривающий введение эффективного контракта с руководителями и педагогическим работниками образовательных организаций. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в срок до 30.04.2013г. рекомендовано разработать и утвердить муниципальные дорожные карты изменений в сфере образования.
Совершенствование системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях образования Тульской области, предусматривает поэтапное повышение оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений различных типов Тульской области, введение новой системы оплаты труда на основе профессионально-квалификационных групп. Работники обкома Профсоюза принимают участие в заседаниях рабочей группы при министерстве образования Тульской области по разработке проекта положения об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Тульской области (далее- проект Положения). Абсолютное большинство предложений и замечаний обкома Профсоюза к проекту Положения, направленные в министерство образования, были учтены при разработке проекта.
С учетом замечаний, поступивших от руководителей, работников образовательных учреждений, в проект положения об условиях оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Тульской области Тульским обкомом Профсоюза были направлены предложения в министерство образования Тульской области о необходимости увеличения заработной платы работников за счет увеличения должностных окладов, об установления фонда надбавок и доплат образовательных учреждений всех типов в размере 30% фонда оплаты труда.
В связи с обращением работников муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центра психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» г. Тулы Тульским обкомом Профсоюза в адрес главы администрации города Тулы направлено письмо о необходимости решения вопроса о повышении оплаты труда педагогических работников указанного учреждения.
2. Порядок установления стимулирующих выплат работникам образовательных учреждений определен действующим трудовым законодательством.
В соответствии со ст.135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), доплат компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В Тульской области в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ), нормативными правовыми актами Тульской области, органов местного самоуправления, соглашением между министерством образования и культуры Тульской области и Тульской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2012-2014 годы (далее – областное отраслевое Соглашение), территориальными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами образовательных учреждений определен порядок установления стимулирующих выплат работникам государственных и муниципальных учреждений Тульской области.
Так, в соответствии с п. 28 приложения №1 к постановлению администрации Тульской области от 11.06.2008г. №334 установлено, что системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателем по согласованию с представительным органом работников.
В соответствии с п. 5.3 областного отраслевого Соглашения установление систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок работникам государственных образовательных учреждений Тульской области осуществляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации на основании разработанного образовательным учреждением в соответствии с законодательством и действующими нормативными правовыми актами Положения о доплатах, надбавках и премировании работников (далее - Положение).
Положение должно предусматривать порядок установления стимулирующих выплат, критерии и показатели их установления, порядок снятия, размеры доплат и надбавок. Показатели установления стимулирующих выплат не должны включать показатели, входящие в должностные обязанности работника.
Пунктом 5.13 областного отраслевого соглашения рекомендовано выборным органам первичной профсоюзной организации не позднее 5 рабочих дней со дня получения от работодателя проектов (проекта) локальных нормативных актов, касающихся оплаты труда, направить работодателю решение профсоюзного органа по указанным проектам.
3. В соответствии со ст. 133 ТК РФ между губернатором Тульской области, председателем Общественной организации Тульского областного объединения организаций профсоюзов «Тульская Федерация профсоюзов» и президентом Объединения работодателей «Тульский областной Совет работодателей» подписано региональное соглашение о минимальной заработной в Тульской области, согласно которому для работников государственных и муниципальных учреждений Тульской области установлена минимальная заработная плата:
с 1 февраля 2013г. в размере 6500 рублей,
с 1 августа 2013г. в размере 7000 рублей.
Установление более высокого размера минимальной заработной платы в 2013г. может привести к дальнейшему уменьшению дифференциации в оплате труда между высококвалифицированными работниками и низкооплачиваемыми категориями работников. Например, при ныне существующей системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Тульской области должностной оклад учителя с высшим образованием, не имеющим квалификационной категории, при стаже работы 1 год составляет только 6204 рубля, что ниже установленного МРОТ в Тульской области.
В данной ситуации обком Профсоюз настаивает на повышение должностных окладов работников образовательных учреждений.
Сообщаем для сведения, что минимальная заработная плата в Российской Федерации с 1 января 2013г. составляет 5205 рублей.
4. Установление доплат низкооплачиваемым категориям работников до минимального размера оплаты труда из фонда стимулирующих выплат является неправомерным. В соответствии с положениями о порядке установления доплат и надбавок стимулирующего характера, утверждаемыми в каждом образовательном учреждении по согласованию (или учетом мнения) с профсоюзным органом уборщикам служебных помещений, дворникам, помощникам воспитателей и др. могут устанавливаться стимулирующие надбавки за качество работы, высокие результаты работы, премии, но доплаты, составляющие разницу между минимальным размером оплаты труда и заработной платой работников (должностной оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты) не должны выплачиваться из средств фонда надбавок и доплат.
Позиция Профсоюза по вопросу включения в величину минимального размера оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат остается неизменной. Позиция ФНПР была определена в письме ФНПР от 31.03.2010г. №104-108/6, направленного во все членские организации.
Суть позиции в том, что размеры ставок, окладов, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы оплаты труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой статьи 133 ТК РФ, также без учета компенсационных и стимулирующих выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
С целью взыскания недополученной заработной платы работникам в случае установления окладов (должностных окладов) ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, работник имеет право обратиться в суд. Профсоюз гарантирует защиту членов Профсоюза в судебных органах.
Сообщаем для сведения, что Тульская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ неоднократно обращалась к депутатам Государственной Думы о внесении изменений в Трудовой кодекс по вопросу о составе МРОТ.
5. Перевод работников дошкольных образовательных учреждений на новый режим работы, сокращение численности и (или) штата работников должен осуществляется в соответствии с действующим законодательством, с учетом мнения родителей (законных представителей) о переводе учреждения на новый режим работы.
Специалисты обкома Профсоюза по данным вопросам окажут работникам необходимую консультацию и помощь.
Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений должна осуществляться только в соответствии с действующим законодательством с учетом прав ребенка, с участием районной организации Профсоюза в рамках социального партнерства, трудоустройством высвобождаемых работников.
По обращению работников Заокского района 25 апреля председатель обкома Профсоюза Ларичева О.В. и главный специалист обкома Казакова Л.Я. выезжали в район, где на встрече с руководителями образовательных учреждений и председателями профсоюзных организаций был рассмотрен порядок реорганизации и ликвидации образовательных учреждений.
30.04.2013г.