В конференции приняли участие около 450 участников. Они обсудили инновации, которые предусмотрены в новой версии проекта Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 15.07.2011 г.
Основные вопросы, которые были рассмотрены:
План проведения областной конференции педагогических работников Тульской области
Открытие конференции. Доклад «Обновление образовательного законодательства в контексте модернизации системы образования». Первый заместитель директора департамента образования Тульской области С. В. Ненарочкин
Законодательная инициатива как основа развития потенциала системы образования.
Депутат Тульской областной Думы, председатель комитета Думы по социальной политике, член регионального отделения ВПП «Единая Россия» Г. Г. Фомина
Нормы законопроекта «Об образовании», регулирующие вопросы закрепления статуса и мер социальной поддержки педагогических работников. Председатель Тульской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
О. В. Ларичева (доклад прилагается)
Высшая школа в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Ректор ТГПУ им. Л.Н.Толстого, доктор педагогических наук, профессор, академик Н.А. Шайденко
Развитие региональной системы оценки качества образования в рамках изменяющегося законодательства. Начальник инспекции Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, доктор педагогических наук, профессор Н.Е. Орлихина
Взаимосвязь «учитель - семья - общество» как основа модернизации системы образования.
Руководитель регионального отделения Всероссийского педагогического собрания А. И. Григорьева
Принятие решения областной конференции педагогических работников Тульской области по теме «Обсуждая проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", определяем перспективы модернизации региональной системы образования».
В целях эффективного проведения августовских педагогических совещаний рекомендуем обсудить проект Федерального закона «Об образовании РФ»
Выступление 25 августа 2011г.
«Нормы законопроекта «Об образовании РФ»,
регулирующие вопросы закрепления статуса и мер социальной поддержки педагогических работников»
Уважаемые коллеги!
Заботясь о повышении уровня социальной защиты работников областная профсоюзная организация принимала участие в экспертной оценке федеральных и региональных проектов нормативно-правовых актов, касающихся сферы образования.
Это и по проблемам практической реализации Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», это и о новом порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и другие.
Сегодня продолжается работа над проектом федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в состав рабочей группы Комитета Государственной Думы по образованию по проекту данного закона включен заместитель председателя Экспертного совета по вопросам студенчества Э.С.Темнов, председатель первичной профсоюзной организации студентов и аспирантов ТулГУ.
В нашей области мы данные вопросы рассматривали совместно с департаментом образования, Тульской областной Думой, профсоюзным активом, общественностью. 15 июля т.г. прошло расширенное заседание координационного совета Тульского регионального отделения партии «Единая Россия» по рассмотрению вопросов и проблем, связанных с реализацией программы модернизации образования. Данное заседание вела председатель комитета по социальной политике Тульской областной Думы Фомина Г.Г.
Все предложения и проблемные вопросы, озвученные выступающими, Тульский ОК Профсоюза направил в адрес регионального отделения Общероссийского народного фронта, представителю общественной палаты РФ.
15 июля 2011 г. на официальном сайте Минобрнауки России для дальнейшего обсуждения опубликована новая редакция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (представители Минобрнауки России еще называют ее «версия 3.0») и уже в августе 4 рабочих группы профсоюзного актива обсудили законопроект и выработали свои предложения и замечания в адрес Министерства образования, Государственной Думы РФ, Центрального Совета Профсоюза.
Информацию по всем вопросам размещаем на сайте Тульской областной организации и предлагаем всем практикам проанализировать данный закон и дать свои предложения. Центральный Совет Профсоюза образования определил, что 1/3 поправок в предыдущем проекте законе «Об образовании РФ» учтено. Закон стал более лаконичным и приближен к ныне действующему.
Остановлюсь на особенностях версии 3.0 закона «Об образовании РФ» по вопросам закрепления статуса и мер социальной поддержки педагогических работников. Это глава 5 законопроекта «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность», предлагаю всей педагогической общественности более подробно рассмотреть данную главу.
Профсоюзным активом особо отмечено, что необходимо конкретное и достаточно полное законодательное определение единых на всей территории Российской Федерации основ социального и профессионального статуса педагогического работника, предусматривающего:
· установление государственных гарантий в области оплаты труда, в том числе принятие мер по значительному увеличению оплаты труда, совершенствованию системы оплаты труда, включая установление государственных гарантий по оплате труда по профессиональным квалификационным группам должностей работников в виде базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, имея в виду, что средний уровень заработной платы должен быть не ниже уровня средней заработной платы по экономике в Российской Федерации, а не только в регионе.
Статистика:
Кроме учителей планируется повышение ФОТ в сентябре 2011 года другим категориям работников и других видов образовательных учреждений:
· Прочим педагогическим работникам общеобразовательных учреждений – в 21 субъекте РФ;
· АУП общеобразовательных учреждений – в 18 субъектах РФ;
· В ДОУ – в 21 субъекте РФ;
· В учреждениях дополнительного образования детей – в 8 субъектах РФ;
· В учреждениях СПО, НПО – в 12 субъектах РФ.
Мы видим, что повышение заработной платы только учителям, а не всем категориям работников не правильный шаг Правительства. Вы знаете, что по инициативе Председателя Правительства В.В.Путина, всем учителям с 1 сентября должен быть повышен фонд оплаты труда на 30%, в нашей области в бюджете данные денежные средства заложены, но вот пока не подписаны изменения в постановление об оплате труда. Однако, и эту прибавку еще надо заслужить! Как в сказке, где герою, пока он не совершит кучу подвигов, не видать Василисы Премудрой и полцарства в придачу. А том, какую работу мы должны провести в каждой школе вы можете прочитать в газете «Позиция» ТФП, на сайте. Но мы вышли с предложением в департамент образования рассмотреть вопрос о повышении заработной платы всем работникам образования, и знаю, что многие муниципалитеты проводят расчеты по дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования. Мы обратились и к губернатору с просьбой повысить заработную плату всем работникам отрасли.
- в законопроекте необходимо определить порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в целях содействия обеспечению периодическими изданиями и книгоиздательской продукцией, включив механизм индексации ее размеров. Нельзя на старой телеге в размере 100 руб. пытаться обогнать сверхскоростной лайнер.
- необходимо предусмотреть и конкретные гарантии обеспечения прав педагогических работников на безопасные и здоровые условия труда, на медицинское обслуживание, достойное пенсионное обеспечение с сохранением права на досрочное назначение трудовой пенсии, санаторно-курортное лечение. Нужны государственные гарантии, а не политическая воля глав муниципальных образований. К примеру, в Ленинском районе продолжают проводить ежегодную дополнительную диспансеризацию работников образовательных учреждений.
- необходимо предусмотреть нормы по обеспечению жильем учителей и других педагогических работников, что особенно актуально для привлечения молодых специалистов. Есть примеры: в 2010г. выделено 14 квартир учителям в Ленинском, Куркинском, Киреевском районах, г. Донском. 6 муниципальных квартиры, 3 по проекту «многодетная семья», 7 по проекту «ветхое жилье». Но это капля в море.
- необходимо сохранить достигнутый уровень защиты прав педагогических работников, в том числе руководителей ОУ (руководители не предусмотрены в законопроекте) при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа). По информации региональных организаций Профсоюза по состоянию на 1 июня 2011 года в 7 субъектах Российской Федерации после вступления в силу Федерального закона о передаче полномочий субъектам РФ от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ произошло снижение размера и объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам по оплате коммунальных услуг (Республики Алтай, Калмыкия и Коми, Ставропольский край, Воронежская и Ленинградская области). В нашей области все меры социальной поддержки предоставляются в полном объеме. И особая благодарность депутатам Тульской областной Думы.
- необходимо установить конкретные механизмы реализации права на периодическое повышение квалификации за счет средств соответствующих бюджетов. Директор школы, заведующая, да и любой руководитель образовательной организации должен быть уверен, что бюджет выделит необходимые денежные средства не только на прохождение аттестации, но и на оплату труда тем работникам, кто повысил свою категорию. Одновременно информирую вас о том, что 15 августа 2011г. вышло совместное письмо Минобрнауки и Профсоюза работников народного образования и науки РФ о разъяснениях по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, в частности по вопросам аттестации руководящих работников. Принято Постановление Правительства, в соответствии с которым снижение нормы часов за ставку заработной платы для учителей начальных классов с 20 до 18 часов в неделю. Доводим до вашего сведения, что в связи с выходом постановления Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 603 "О признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (прилагается) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", предусматривающий, в частности, снижение нормы часов за ставку заработной платы для учителей начальных классов с 20 до 18 часов в неделю, вступает в силу с даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
- необходимо в законопроекте предусмотреть и меры государственной поддержки в случае вынужденной безработицы и другие значимые позиции, особенно в связи с оптимизацией сети образовательных учреждений. Вся нормативная база, которая обязывает муниципальные органы власти, проводит процессы ликвидации или реорганизации сети образовательных учреждений, в первых должны учитывать действующее законодательство, а во вторых должны создаваться более качественные условия для воспитания и обучения наших детей, для их развития. Мы обобщили опыт Узловского района по данному вопросу и благодарим председателя районной организации Прошину Валентину Дмитриевну и председателя комитета образования Болдыреву Тамару Васильевну, которые данные процессы проводят очень грамотно и аккуратно. Для предотвращения социальных проблем необходимо создавать комиссию при муниципалитете по рассмотрению процессов ликвидации или реорганизации сети образовательных учреждений. И вести предварительную разъяснительную работу намного раньше, чем будут происходить данные процессы.
Далее мы обратили внимание на тот факт, что социальная и академическая составляющая законопроекта недостаточна, так:
· нет утвержденного перечня (или номенклатуры) педагогических работников;
· необходимо более полно и четко определить профессиональный и социальный статус педагогических работников, включая лиц из числа профессорско-преподавательского состава, с целью закрепления особенностей регулирования их деятельности в зависимости от реализуемых образовательных программ.
Мы благодарим директора Чернского педколледжа Н.Н.Королева, председателя первичной профсоюзной организации О.А.Ермакова, директора лицея №26 Мишкину Лидию Васильевну и председателя профкома Ширяеву Г.А., председателя Совета директоров НПО И СПО Климова Евгения Васильевича, которые обеспокоены проблемой дальнейшего существования начального профессионального образования. Мы предложили департаменту образования провести круглый стол по вопросам существования и развития НПО и СПО в Тульской области.
Сегодня Профсоюз обеспокоен и проблемой насилия в образовании, особенно в отношении учителей. Есть ряд статей нового законопроекта, которые определяют ответственность, к примеру, за предоставление некачественного образования.
Можно очень долго обсуждать проблемы законопроекта, но ограничена в регламенте.
Поэтому, при обсуждении законопроекта можно сделать вывод, что социальный и профессиональный статус педагогических работников, а также правовой статус других участников образовательного процесса в законопроекте урегулирован недостаточно и с ограничениями. Одна из главных причин этого - существующий порядок разграничения полномочий между уровнями власти и отсутствие минимальных государственных стандартов в социальной сфере, что не создает необходимых правовых предпосылок для единообразного регулирования этих вопросов и обеспечения равноправия в каждом субъекте, в каждой образовательной организации.